Показать все теги
Балто-славянские культурные связи — одна из важных проблем этнической истории народов Восточной и Центральной Европы. Наша цель — выявить и проследить эти связи по этнографическим материалам
Кеты — одна из самых малочисленных народностей Сибирского Севера. По данным переписи 1959 г., их насчитывается 1017 человек. Расселены они в северной части Красноярского края
«Обряды перехода» — это этнографический термин, подразумевающий совокупность церемоний, которые сопровождают человека, когда он осуществляет переход из одной общественной или возрастной группы в другую или из одного пространства в другое. Как отмечает известный французский этнограф Арнольд ван Геннеп (1873—1957), «каков бы ни был тип общества, жизнь конкретного человека обусловлена последовательными переходами от одного возраста к другому и от одного рода деятельности к другому... Самый факт жизни делает неизбежным последовательные переходы из одной среды в другую, из одного общественного положения к другому
Первое, что бросается в глаза при ознакомлении со специальной литературой по средневековой истории и археологии юга Сибири и Центральной Азии, это различия в наименовании населения степных районов Минусинской котловины. Большинство исследователей, когда-либо затрагивавших в своих работах проблемы южно-сибирского средневековья, именуют его "кыргызами”
Письменные источники IX—X вв., в частности сочинения арабских и персидских географов и историков, описывая области Итиля и Урала, почти всегда помещали рядом венгров (мадьяр), болгар (булгар) и буртас. Так, по сведениям Ибн-Русте, область мадьяр, или первый из краев мадьярских, лежит между землею печенегов (по Гардизи - болгар ) и землею болгарских эсегель
Известно, что некоторые соседние народы, например, казахи, называли в прошлом сибирских татар «уштяками» ~ «иштяками» (эштяками). Этот этноним бытовал и среди самих сибирских татар: как родовое название (в группах тобольских и барабинских татар), отложившееся и в топонимике, и как историческая память о происхождении от «иштяков» (безнец бабаларыбыз иштэк бул- ган). Одно из возможных объяснений данного феномена - вхождение в состав сибирских татар в качестве компонента угорских групп
Шел 1913 г., когда А. Адрианов раскопал в Сибири несколько могил у деревни Андроново под Ачинском. Но прошло еще десять лет прежде, чем исследователь Минусинских степей С. А. Теплоухов представил на заседании Русского музея в Петрограде хронологическую таблицу культур Южной Сибири, среди которых выделил и особую культуру, названную по месту первых раскопок андроновской
В традиционной культуре нанайцев собаководство - одна из важнейших отраслей хозяйства, его использование незаменимо в охотничьем и рыболовецком промысле, ведение домашнего хозяйства не обходится без применения собак. Охота на промысловых животных основывалась на широком использовании собаки - перемещение на промысел (охотничий и рыболовный), на торговые ярмарки осуществлялось на собачьих упряжках. В духовной культуре этноса образ собаки