Показать все теги
Первое, что бросается в глаза при ознакомлении со специальной литературой по средневековой истории и археологии юга Сибири и Центральной Азии, это различия в наименовании населения степных районов Минусинской котловины. Большинство исследователей, когда-либо затрагивавших в своих работах проблемы южно-сибирского средневековья, именуют его "кыргызами”
Письменные источники IX—X вв., в частности сочинения арабских и персидских географов и историков, описывая области Итиля и Урала, почти всегда помещали рядом венгров (мадьяр), болгар (булгар) и буртас. Так, по сведениям Ибн-Русте, область мадьяр, или первый из краев мадьярских, лежит между землею печенегов (по Гардизи - болгар ) и землею болгарских эсегель
Известно, что некоторые соседние народы, например, казахи, называли в прошлом сибирских татар «уштяками» ~ «иштяками» (эштяками). Этот этноним бытовал и среди самих сибирских татар: как родовое название (в группах тобольских и барабинских татар), отложившееся и в топонимике, и как историческая память о происхождении от «иштяков» (безнец бабаларыбыз иштэк бул- ган). Одно из возможных объяснений данного феномена - вхождение в состав сибирских татар в качестве компонента угорских групп
Шел 1913 г., когда А. Адрианов раскопал в Сибири несколько могил у деревни Андроново под Ачинском. Но прошло еще десять лет прежде, чем исследователь Минусинских степей С. А. Теплоухов представил на заседании Русского музея в Петрограде хронологическую таблицу культур Южной Сибири, среди которых выделил и особую культуру, названную по месту первых раскопок андроновской
В традиционной культуре нанайцев собаководство - одна из важнейших отраслей хозяйства, его использование незаменимо в охотничьем и рыболовецком промысле, ведение домашнего хозяйства не обходится без применения собак. Охота на промысловых животных основывалась на широком использовании собаки - перемещение на промысел (охотничий и рыболовный), на торговые ярмарки осуществлялось на собачьих упряжках. В духовной культуре этноса образ собаки
Скотоводческая культура народов Южной Сибири и якутов является уникальным сочетанием центральноазиатских и сибирских элементов. Тюрко- и монголоязычные народы Сибири отличает некая культурная общность, обусловленная древними культурными и этногенетическими связями. Основы кочевого и полукочевого быта этих народов складывались на протяжении многих веков, некоторые наиболее архаичные черты восходят к скифскому времени (VII-III в. до н. э.)
В русской традиции свадебный обряд является наиболее последовательным воплощением символического языка культуры, реализацией и "материальных" - сиюминутных, и духовных устремлений этноса. Как ритуал свадьба оформляет и регламентирует создание новой семьи, а в перспективе обеспечивает смену поколений, продолжение жизни коллектива во времени