Показать все теги
Коль скоро человек пребывает одновременно, так сказать, в трех ипостасях — как существо живое, разумное и социальное, материал излагается в трех разделах: природа, человек и общество. Конечно, такая структура в значительной степени условна, поэтому многие вопросы «перекликаются» между собой. Надеюсь, это не затруднит восприятия дальнейшего лекционного материала, а может быть, даже позволит создать достаточно объемный образ системы духовных ценностей людей Древней Руси.
В России трон нередко переходил к следующему царю не как положено, не мирно, а путем переворота, порою – даже убийства. И зачастую не потому, что новый царь или царица были какими-то уж особенными извергами. Просто они знали, что пришли к власти нечестно, вот и ждали, что с ними поступят так же.
И чем больше они злобствовали, тем больше боялись. А такие русские правители, как Елизавета и Павел, вообще не ночевали две ночи подряд в одной комнате.
Продолжавшаяся в течение несколько десятилетий международная напряженность привела к тому, что крупные европейские державы разделились на два лагеря. Военно-политическому блоку Германии, Австро-Венгрии и Италии (Тройственный союз) противостоял блок Великобритании, Франции и России (Антанта). Достаточно было одной искры - убийства Франца Фердинанда, - чтобы весь континент охватило пламя. Несмотря на внутренние раздоры, Франция подошла к войне более или менее подготовленной и рассчитывала на быструю победу, но за два месяца эта уверенность испарилась. Спустя четыре года она оказалась в числе держав-победительниц, однако ее экономика была сильно подорвана, а потери - 1,3 млн человек - относительно численности ее населения превысили потери любой другой страны, участвовавшей в военном конфликте.
Османская империя не могла помочь Крымскому ханству, так как проигрывала России: «Нетерпеливое желание султана Мустафы ввязаться в войну до того, как он будет к ней готов, дало императрице Екатерине время, чтобы мобилизовать против него пять отдельных армий». С запада на восток они соответственно базировались на Украине по р. Днестру, перед Перекопским перешейком, который вел в Крым, на территории между Доном и Кавказом и в районе Тифлиса в Грузии.
Кабарда была включена в состав России, и 2 июля 1769 г. управление над нею получил командующий войсками генерал-майор Медем, получивший удобный плацдарм для наступления против Крымского ханства. Екатерина II приказала, чтобы он, «пользуясь притворным спокойствием Кабарды, немедленно двинулся на кубанских татар». Как отмечал П.Г. Бутков, «польза в приобретении кабардинцев в нашу сторону заключалась в том, что поступок их облегчал дальнейшие действия Медема на Кубани».
Известия о событиях, непосредственно предшествовавших монгольскому нашествию на Туркестан, несколько противоречивы; известия источников и мнения ученых расходятся даже по вопросу, произошло ли вооруженное столкновение между войском хорезмшаха и войском Джучи, кончившееся отступлением монголов, до или после отрарского события. В государстве хорезмшаха Мухаммеда была значительная поэтическая литература, преимущественно на персидском языке, касавшаяся и политических событий, но эта литература известна нам только по кратким ссылкам и цитатам. Сюда относятся: приведенные у Якута арабские стихи, сочиненные от имени самого хорезмшаха Мухаммеда, о разорении покинутых им окраин Мавераннахра; слова Ауфи о составляющейся поэтом Меджд ад-дином Мухаммедом Паизи в городе Не$а ( в нынешнем Туркменистане, к западу от Ашхабада) поэме в эпическом стиле (Шахан-шах-наме) о событиях царствования хорезмшаха; приведенные тем же Ауфи стихи поэта Омара Хурремабади, с прославлением хорезмшаха как второго Александра.
Русскому слову «дружина» в современном немецком языке соответствует слово Gefolgschaft. Эта лексема — сравнительно позднее искусственное образование, возникшее, когда ученые XIX в. прибавили суффикс к известному с XVII в. слову Gefolge («спутники», «свита», «сопровождение»; от глагола folgen — «следовать»). Тем самым был предложен прямой перевод латинскому слову comitatus, которое использовал Тацит в описании нравов, обычаев, верований и общественного устройства древних германцев («О происхождении германцев и местоположении Германии»). Имел ли термин, выбранный Тацитом, какое-либо более или менее прямое соответствие в языке тех древних германских племен, о которых он писал, неясно; новейшие разыскания лингвистов склоняют скорее к отрицательному ответу на этот вопрос. В то время как в немецкой исторической науке слово Gefolgschaft стало общепринятым специальным термином, в других национальных историографических традициях латинское comitatus не получило одного какого-либо специального соответствия и часто употребляется без перевода. Это обстоятельство не случайно и отражает определенную тенденцию немецкой историографии (помимо традиционного стремления к унифицированной и «прозрачной» терминологии), а именно попытки придать германской дружине важное историческое значение как основополагающему социально-правовому учреждению в институционально-юридической истории (Verfassungsgeschichte) германских народов от античности до высокого средневековья.
Власть династий (Пшемысловцев, Пястов, Арпадов и Рюриковичей), осуществлявшаяся из политических центров, ставших христианскими, имела свои корни в племенных образованиях. Возвышение династий из племенной знати было продуктом языческого времени, которое завершилось в ходе христианизации. Каждая династия, пришедшая к власти в X в., играла многие века на этих территориях решающую роль. В начале XIV в. пресеклись династии Арпадов (1301) и Пшемысловцев (1305), позднее это произошло с Пястами (1372) и Рюриковичами (1598). С точки зрения династии их власть, сформировавшаяся в период до X в., проявила себя как стабильный политический институт.
Когда в 1051 г. церковь Киевской Руси поставила первого русского по происхождению митрополитом, сделала ли она это без позволения главенствующей церкви Константинополя для того, чтобы заявить о независимости от культурной и духовной гегемонии последней? Современные исследователи не смогли прийти к согласию по этому вопросу отчасти из-за трудностей в толковании одного из ключевых источников — Слова о законе и благодати, написанного самим русским митрополитом 9 в. Иларионом Киевским. Общепризнанно, что Слово состоит по меньшей мере из трех частей , и положение о самостоятельности третьей части достаточно широко принято; но те, кто думает, что первые две части были изначально отдельными сочинениями, представляют меньшинство. Моя главная задача состоит в том, чтобы представить новые доказательства в поддержку указанного меньшинства и показать, что может дать источниковедческая критика для реконструкции исторической ситуации. Я покажу, как это может помочь прийти к ответу на поставленный выше исторический вопрос.
С конца 1920-х гг. советским руководством был взят курс на свертывание нэпа и коллективизацию сельского хозяйства. И. В. Сталин в своей речи «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной 27 декабря 1929 г. на Всесоюзной конференции аграрни- ков-марксистов, провозгласил развертывание насильственной коллективизации и «ликвидацию кулачества как класса». Выступая на конференции, Сталин отмечал: «Теперь мы имеем возможность повести решительное наступление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его как класс и заменить его производство производством колхозов и совхозов... Теперь раскулачивание в районах сплошной коллективизации не есть уже простая административная мера. Теперь раскулачивание представляет там составную часть образования и развития колхозов». Эти сталинские положения вошли в принятое ЦК ВКП(б) 5 января 1930 г. постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государственному колхозному строительству», декларировавшее переход «от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса».