ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Страница 5

Повседневная жизнь всякого эллина была прониза- туациях. С ними были тесно связаны мистические на представлениями, связанными с религией. Они и магические действия, направленные на достиже- определяли действия человека в тех или иных си- ние лучшей участи при жизни и после смерти. Наряду с отправлением культов определенных бо­жеств, значительное место в религиозной жизни населения Херсонеса занимали разнообразные ве­рования.

Как и в других стадиально-близких социальных организмах, верования эллинов были связаны с очень древними идеологическими воззрениями. Но в сословно-классовом обществе они уже тесно переплетались с появившимися на более позднем этапе развития политеистическими представлени­ями о богах и героях. К этой категории в первую очередь относятся колдовские или магические действия, направленные на защиту человека от воз­действия злых или враждебных сил. По представ­лениям греков, только они могли обеспечить за­щиту гражданского коллектива и каждого его индивидуума.

В 1960-1961 гг. при проведении реставрацион­ных работ в юго-восточной части Херсонеса в забу­товке башни XVII (Зинона) была обнаружена боль­шая группа надгробий, которая датируется концом IV-III вв. до н. э. С. Ф. Стржелецкий полагал, что начало строительства башни XVII (Зинона) следу­ет относить к концу III-началу II вв. до н. э. Но сей­час можно считать доказанным, что ядро башни XVII, как и первый ярус 19 куртины, где в забутов­ке зафиксированы части надгробных памятников, 21 куртина, а также первая и вторая стены куртины 20 и башня XVII1 первого строительного периода, были возведены не позднее второй четверти-се­редины III в. до н. э.

С. Ф. Стржелецкий, а вслед за ним и другие ис­следователи, полагал, что в связи с нависшей над городом угрозой херсонеситы в спешном порядке возвели так называемую цитадель, где в качестве строительного материала и были использованы над­гробные памятники с близлежащего участка некро­поля. Не отрицая такой возможности в принципе, следует отметить, что строительство такого мощно­го узла обороны потребовало определенных подго­товительных мероприятий и лишь спешным поряд­ком нельзя объяснять использование надгробных памятников в качестве строительного материала. Ведь в окрестностях Херсонеса в изобилии имеют­ся выходы известняка, широко применявшегося в строительстве, в том числе и оборонительных со­оружений, которое велось по определенному плану и, видимо, заняло достаточно продолжительный от­резок времени. К тому же, судя по небольшому об­щему количеству надгробных памятников, обнару­женных в оборонительных сооружениях Херсонеса, в сравнении с общим количеством камня и плит, уложенных в стены и башни, их использование не могло кардинально решить проблему со строитель­ными материалами при возведении так называемой цитадели. Поэтому, учитывая священное отношение эллинов к памяти своих умерших родственников, этот факт нельзя связывать только с отсутствием необходимого количества строительных материа­лов или сжатыми сроками проведения работ по воз­ведению так называемой цитадели. Следует также отметить, что надгробные памятники зафиксирова­ны не только в оборонительных сооружениях этого района, но и в западных стенах, а также в протей- хизме, возведенной в юго-восточной части города в конце I-II вв. н. э. Все это свидетельствует о том, что наличие надгробных памятников в стенах и баш­нях следует объяснять иными причинами и в пер­вую очередь той ролью, которую они играли в сак­ральной жизни эллинов.

Греки верили в непосредственную связь умер­шего с могилой. Поэтому уже с крито-микенской эпохи начал практиковался обычай ставить на ме­сте захоронения надгробия, что генетически свя­зано с представлениями о сакральном значении определенного участка земли и одновременно яв­лялось знаком памяти. Здесь, у могилы, отправля­лись ритуально-магические действия в дни поми­новения умерших их родственниками и тем самым осуществлялась связь между умершими и живы­ми. Надгробия служили апотропеями, которые предохраняли могилу от разрушения, и сакральны­ми сторожами определенного участка земли. Та­ким образом, надгробные памятники, с точки зре­ния эллинов, были не только знаками памяти, воздвигнутыми в честь ставшего хтоническим бо­жеством умершего родственника, но и выполняли важную апотропеическую функцию.

Исходя из этого, укладку надгробий в забутов­ку оборонительных стен и башен Херсонеса как в эл­линистический период, так и в первые века н. э. следует рассматривать в качестве магического акта, который должен был способствовать усилению их защитных свойств при содействии сверхъесте­ственных сил. Не исключено, что это было обус­ловлено также желанием прибегнуть к мистической помощи своих предков, которые рассматривались в качестве хтонических божеств. А это, в свою оче­редь, свидетельствует об определенном консерва­тизме мировоззрения херсонеситов и устойчивом сохранении ими практики более раннего времени, в которой нашли отражения достаточно архаиче­ские представления об апотропеической силе этой категории памятников. Такие проявления, очевид­но, следует рассматривать в качестве одной из осо­бенностей менталитета жителей города, дорийцев по происхождению, которая отличала их от элли­нов других античных центров Северного Причер­номорья. Не удивительно поэтому, что в I в. н. э. Плиний отмечал, что Херсонес «...был самым бле­стящим пунктом на всем этом пространстве бла­годаря сохранению греческих обычаев». В спра­ведливости этих слов убеждают и приведенные данные.

Зубарь В. М. (Киев)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 23-10-2014 11:21 |
  • Просмотров: 2983

Изучение ре­лигии и мифологии древних греков сопряжено с целым рядом трудностей, главная из которых за­ключается в состоянии источниковой базы. Ведь кроме случайных упоминаний некоторых божеств в микенских табличках II тыс. до н.э., греческая ми­фология известна по письменным источникам не ранее VIII-VII вв. до н. э. К тому же гомеровские поэмы известны в редакции VI в. до н. э., когда по приказу афинского тирана Писистрата они были записаны и создан единый канон. А всякая запись мифа, являющегося, при наличии огромного числа определений, прежде всего устным словом, уже есть искажение через всевозможные интерпретации и догматизацию. Из истории религиозных верова­ний Греции оказывается выпавшим также период так называемых «Темных веков» — XI-середины VII вв. до н. э. За это время греческое общество про­делало длительную эволюцию, и мифологическое мышление греков успело коренным образом изме­ниться. Можно лишь априорно говорить об име­ющей место преемственности, исходя из того, что религия является наиболее консервативным эле­ментом общественного сознания. Подобное состоя­ние дел с источниками и является той основой, на которой зиждется гиперкритицизм и скепсис неко­торых ученых, с недоверием относящихся к тради­ции (мифам, легендам, эпосу). Они считают полно­стью достоверным лишь период, зафиксированный письменными источниками, то есть после 700 г. до н. э., а все предшествующие периоды «легендарны­ми», «мифическими», несмотря на данные архео­логии, свидетельствующие о преемственности ре­лигиозных представлений греков на протяжении веков. Древнейший пласт религиозных представ­лений приходится восстанавливать из довольно поздних письменных источников, дополняя их данными археологии и других вспомогательных дисциплин.

Хотя греческий язык является индоевропейским, греческая религия на удивление неиндоевропейская. И олимпийский пантеон, за исключением Зевса, Аида и Посейдона, и рассказы о богах также в значи­тельной степени не являются индоевропейскими. «Верховенство Зевса», — заметил М. Г. Джейм­сон, — есть отправная точка для мифологии. Но само по себе это индоевропейское наследие не ка­жется сколько-нибудь продуктивным в области мифологии».

Сформировавшийся к периоду классики олим­пийский пантеон из 12 небожителей четко и ясно организован по семейному признаку: Зевс, «отец богов и людей», глава семьи, Гера, его сестра-жена, их дети и сиблинги. Греческая религия вообще по большей части мужская, описывающая мир с муж­ской точки зрения. Хотя культ Геры в Греции сви­детельствует о глубоком уважении к богине, статус ее у Гомера нарочито снижен. В классической ми­фологии образ царицы Олимпа всегда рисуется од­нозначно гротескно и даже комично. У нее тяжелый характер — непредсказуемый, вспыльчивый, ревни­вый, мстительный, она всегда недовольна мужем, с которым постоянно пререкается, действуя ему на­перекор. Их отношения больше напоминают воен­ные действия, чем супружескую любовь. Не поко­ряясь даже сильнейшему из богов, Гера остается равноправным партнером. И хотя ее авторитет зиж­дется у Гомера на словах: «Ты почиваешь в объяти­ях бога всемощного Зевса» (Il. XIV. 213), шаблон­ный эпитет самого Зевса — «громкогремящий супруг Геры». Несмотря на свои прежние браки с богиня­ми, только Гера «златотронная сестра и супруга» со скипетром в руке. Эти черты Геры являются руди­ментом предшествующей эпохи, когда во главе пан­теона находилась богиня-мать. Она — древнейшая богиня, старшая дочь Крона. Зевсу, как пришельцу, пришлось с большим трудом пробиваться на Олимп, покоряя древних богов с их владычицей. Захватив власть, он взял в жены царицу побежденных, и сфе­ра богини была реформирована в угоду победивше­му патриархату, в результате чего, в частности, бог приобрел женские черты и функции. В древнейших мифах образ Зевса далек от привычного пред­ставления о Царе богов, грозном Нефелегерете (Тучегонителе), владыке Олимпа. Он слаб, зависим, управляем, беспомощен, зачастую смешон, а в роли матери всего лишь вынашивает и рожает дитя, за­чатое богиней. Между тем покоренная, но непокор­ная царица проявляет большую самостоятельность. Ее партеногенное материнство — символ самодов­леющего женского начала. Военные и космические функции Геры — свидетельство ее былой славы и ве­личия.

Будучи силой взята замуж, Гера по существу никогда не была реальной женой Зевса. Она была двойником Зевса, его отражением, а сам Зевс носил ее имя (Зевс Герайос). В мифах древней Греции Гера предстает великой доэллинской богиней, культ ко­торой аркадцы считали самым древним и относили его ко времени появления из земли их предка Пе­ласга. Вынужденное замужество Геры отразило зах­ват минойской Греции и свержение Геры как вер­ховного божества. За всеми бытовыми картинками в мифах прослеживаются реальные исторические события: поставив во главе своего бога Зевса, гре­ки-ахейцы (дорийцы закрепляют это положение) в качестве законной супруги придают ему родную сестру, что предопределило прохладные отношения супругов и время от времени прорывающуюся аг­рессивность Геры. С другой стороны, то, что в суп­руги верховному богу северные пришельцы «от­дали» его старшую сестру, «богиню старейшую, отрасль великого Крона», лучше всего доказывает преемственность божественной власти.

Селиванова Л. Л. (Москва)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 04-10-2014 15:35 |
  • Просмотров: 2067

Во всех организованных религиях, даже принадлежащих более низкой Культуре, существует  духовенство, и чем организованнее религия, тем более систематизированным становится духовенство. Духовенство ранних эпох, кажется, в значительной степени составлено из женщин; поскольку религия изменилась, мужчины постепенно приняли практику ритуала

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 04-10-2014 15:32 |
  • Просмотров: 3044

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 20-09-2014 20:56 |
  • Просмотров: 3499

В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 28-06-2014 18:12 |
  • Просмотров: 3273

Хотя современному читателю, который был воспитан на сказках дня сегодняшнего, любая связь между ведьмами и феями кажется неправдоподобной и нелепой, все же чтобы понимать их правильно, необходимо принимать это в расчет. Даже при поверхностном рассмотрении сходство между ними очевидно

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 28-06-2014 18:06 |
  • Просмотров: 5809

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации нижнепалеолитических палеоантропов (неандертальцев и неандерталоидов или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа – сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т. е. к работе мысли

Книга Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, суданского ученого, в настоящее время проживающего в эмиграции в США, ученика казненного в Судане режимом Нимейри в 1985 году религиозного мыслителя и общественного деятеля Махмуда Мохамеда Тахи, посвящена проблеме соотношения ислама и современных принципов прав человека, демократии и международного права

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 21-06-2014 11:55 |
  • Просмотров: 13361

Потребность в получении знаний о сущности Вселенной и Человека, или, как говорили древние мудрецы, о Макрокосме и Микрокосме - одна из фундаментальных потребностей человека, как сущности, созданной «по образу и подобию Божьему»

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: Религия |
  • Дата: 12-06-2014 18:32 |
  • Просмотров: 3731

В большинстве исследований pyсское язычество пpедстает пеpед нами как гpомоздкое, но единое целое, pасчлененное на две темы лишь по хаpактеpy инфоpмации о нём. Пеpвая тема связана с летописями и цеpковными поyчениями X – XIII вв., говоpящими о свеpжении языческих богов и поpицающими пpодолжавшееся почитание их. Втоpая тема возникла в pезyльтате сопpикосновения наyки с этногpафическими, бытовыми пеpежитками язычества в pyсской деpевне XVIII – XIX вв