Показать все теги
Изучение религии и мифологии древних греков сопряжено с целым рядом трудностей, главная из которых заключается в состоянии источниковой базы. Ведь кроме случайных упоминаний некоторых божеств в микенских табличках II тыс. до н.э., греческая мифология известна по письменным источникам не ранее VIII-VII вв. до н. э. К тому же гомеровские поэмы известны в редакции VI в. до н. э., когда по приказу афинского тирана Писистрата они были записаны и создан единый канон. А всякая запись мифа, являющегося, при наличии огромного числа определений, прежде всего устным словом, уже есть искажение через всевозможные интерпретации и догматизацию. Из истории религиозных верований Греции оказывается выпавшим также период так называемых «Темных веков» — XI-середины VII вв. до н. э. За это время греческое общество проделало длительную эволюцию, и мифологическое мышление греков успело коренным образом измениться. Можно лишь априорно говорить об имеющей место преемственности, исходя из того, что религия является наиболее консервативным элементом общественного сознания. Подобное состояние дел с источниками и является той основой, на которой зиждется гиперкритицизм и скепсис некоторых ученых, с недоверием относящихся к традиции (мифам, легендам, эпосу). Они считают полностью достоверным лишь период, зафиксированный письменными источниками, то есть после 700 г. до н. э., а все предшествующие периоды «легендарными», «мифическими», несмотря на данные археологии, свидетельствующие о преемственности религиозных представлений греков на протяжении веков. Древнейший пласт религиозных представлений приходится восстанавливать из довольно поздних письменных источников, дополняя их данными археологии и других вспомогательных дисциплин.
Хотя греческий язык является индоевропейским, греческая религия на удивление неиндоевропейская. И олимпийский пантеон, за исключением Зевса, Аида и Посейдона, и рассказы о богах также в значительной степени не являются индоевропейскими. «Верховенство Зевса», — заметил М. Г. Джеймсон, — есть отправная точка для мифологии. Но само по себе это индоевропейское наследие не кажется сколько-нибудь продуктивным в области мифологии».
Сформировавшийся к периоду классики олимпийский пантеон из 12 небожителей четко и ясно организован по семейному признаку: Зевс, «отец богов и людей», глава семьи, Гера, его сестра-жена, их дети и сиблинги. Греческая религия вообще по большей части мужская, описывающая мир с мужской точки зрения. Хотя культ Геры в Греции свидетельствует о глубоком уважении к богине, статус ее у Гомера нарочито снижен. В классической мифологии образ царицы Олимпа всегда рисуется однозначно гротескно и даже комично. У нее тяжелый характер — непредсказуемый, вспыльчивый, ревнивый, мстительный, она всегда недовольна мужем, с которым постоянно пререкается, действуя ему наперекор. Их отношения больше напоминают военные действия, чем супружескую любовь. Не покоряясь даже сильнейшему из богов, Гера остается равноправным партнером. И хотя ее авторитет зиждется у Гомера на словах: «Ты почиваешь в объятиях бога всемощного Зевса» (Il. XIV. 213), шаблонный эпитет самого Зевса — «громкогремящий супруг Геры». Несмотря на свои прежние браки с богинями, только Гера «златотронная сестра и супруга» со скипетром в руке. Эти черты Геры являются рудиментом предшествующей эпохи, когда во главе пантеона находилась богиня-мать. Она — древнейшая богиня, старшая дочь Крона. Зевсу, как пришельцу, пришлось с большим трудом пробиваться на Олимп, покоряя древних богов с их владычицей. Захватив власть, он взял в жены царицу побежденных, и сфера богини была реформирована в угоду победившему патриархату, в результате чего, в частности, бог приобрел женские черты и функции. В древнейших мифах образ Зевса далек от привычного представления о Царе богов, грозном Нефелегерете (Тучегонителе), владыке Олимпа. Он слаб, зависим, управляем, беспомощен, зачастую смешон, а в роли матери всего лишь вынашивает и рожает дитя, зачатое богиней. Между тем покоренная, но непокорная царица проявляет большую самостоятельность. Ее партеногенное материнство — символ самодовлеющего женского начала. Военные и космические функции Геры — свидетельство ее былой славы и величия.
Будучи силой взята замуж, Гера по существу никогда не была реальной женой Зевса. Она была двойником Зевса, его отражением, а сам Зевс носил ее имя (Зевс Герайос). В мифах древней Греции Гера предстает великой доэллинской богиней, культ которой аркадцы считали самым древним и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга. Вынужденное замужество Геры отразило захват минойской Греции и свержение Геры как верховного божества. За всеми бытовыми картинками в мифах прослеживаются реальные исторические события: поставив во главе своего бога Зевса, греки-ахейцы (дорийцы закрепляют это положение) в качестве законной супруги придают ему родную сестру, что предопределило прохладные отношения супругов и время от времени прорывающуюся агрессивность Геры. С другой стороны, то, что в супруги верховному богу северные пришельцы «отдали» его старшую сестру, «богиню старейшую, отрасль великого Крона», лучше всего доказывает преемственность божественной власти.
Селиванова Л. Л. (Москва)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года
Во всех организованных религиях, даже принадлежащих более низкой Культуре, существует духовенство, и чем организованнее религия, тем более систематизированным становится духовенство. Духовенство ранних эпох, кажется, в значительной степени составлено из женщин; поскольку религия изменилась, мужчины постепенно приняли практику ритуала
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов
Хотя современному читателю, который был воспитан на сказках дня сегодняшнего, любая связь между ведьмами и феями кажется неправдоподобной и нелепой, все же чтобы понимать их правильно, необходимо принимать это в расчет. Даже при поверхностном рассмотрении сходство между ними очевидно
Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации нижнепалеолитических палеоантропов (неандертальцев и неандерталоидов или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа – сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т. е. к работе мысли
Книга Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, суданского ученого, в настоящее время проживающего в эмиграции в США, ученика казненного в Судане режимом Нимейри в 1985 году религиозного мыслителя и общественного деятеля Махмуда Мохамеда Тахи, посвящена проблеме соотношения ислама и современных принципов прав человека, демократии и международного права
Потребность в получении знаний о сущности Вселенной и Человека, или, как говорили древние мудрецы, о Макрокосме и Микрокосме - одна из фундаментальных потребностей человека, как сущности, созданной «по образу и подобию Божьему»
В большинстве исследований pyсское язычество пpедстает пеpед нами как гpомоздкое, но единое целое, pасчлененное на две темы лишь по хаpактеpy инфоpмации о нём. Пеpвая тема связана с летописями и цеpковными поyчениями X – XIII вв., говоpящими о свеpжении языческих богов и поpицающими пpодолжавшееся почитание их. Втоpая тема возникла в pезyльтате сопpикосновения наyки с этногpафическими, бытовыми пеpежитками язычества в pyсской деpевне XVIII – XIX вв
В смущающей многочисленности имен и культов древнегреческого политеизма взору освоившегося с ней наблюдателя представятся два довольно четко отделенных друг от друга течения. Первое – это течение явное, участие в котором не было обусловлено ничем, кроме разве принадлежностью чествующего к соответственной гражданской общине; сюда мы относим большинство государственных культов Греции – и Зевса Олимпийского, и Паллады Афинской, и Аполлона Дельфийского. Но второе – это течение тайное