ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Страница 6

Развитие земледелия и животноводства позволило и более успешно решать проблему обеспечения потребнос­тей человека в одежде и обуви.

Из конопли, льна, шерсти и пуха люди научились прясть пряжу. Для этого из пучка материала, закреплен­ного на прясле, вытягивались волокна, ссучивались паль­цами и наматывались на веретено, которое другой рукой приводилось в быстрое вращательное движение. Для придания веретену устойчивого и равномерного враще­ния на него насаживались пряслица — каменные или глиняные кружки (маховички),

60-е годы XX века ознаменовались расцветом археологических работ в Иране, приведших к открытию замечательных памятников и выда­ющихся произведений искусства. В Иранском Азербайджане в районе озера Урмия Ч. Берни было исследовано многослойное поселение Хафтаван-тепе (Burney 1970),

Во времена ледникового периода, наступившего около 40 тыс. лет назад, между Азией и Америкой возникла полоса суши, названная исследователями Берингией. По этому временно соединившему кон­тиненты мосту вслед за стадами животных в Америку прошли пред­ставители так называемой первой волны переселенцев. Они не имели еще племенной организации и язы­ка, а жили так называемыми перво­бытными ордами и охотились глав­ным образом на крупных животных (мамонт, бизон, лошадь, верблюд). Охота на крупную дичь была совер­шенно необходима для обеспечения «орды» пищей на несколько дней, так как относительная слабость и неловкость людей (по сравнению с хищниками) не давали возможности регулярно убивать мелкую дичь. Основным способом охоты был кол­лективный загон крупного зверя в заранее подготовленную ловушку. В охоте участвовали все, включая женщин, главная задача которых состояла в том, чтобы напугать зверя пронзительными криками. Охотничью роль криков в древности можно оценить, если учесть, что от индейского воинственного клича (протяжный пронзительный вопль, которому обучались у девушек) би­зон может упасть в обморок, а медведь «в полной беспомощности покидает свою берлогу или падает с дерева».

Слово «Украина» чаще всего истолковывается как «пору­бежная земля», «пограничье». Такое название страны весьма точно отражает ее местоположение. Это — юго-восточный край Европы, порог Азии. Украина протянулась вдоль северо- восточной каймы Средиземноморского мира. Она равномерно, вольно раскинулась по обе стороны некогда очень важной линии, отделявшей открытую степь от укромной лесной чащи.

В хозяйстве степных скифов видное место занимала металлургия и металлообработка железа. Развитие этой отрасли давало возможность оснастить воору­женные силы качественным вооружением, развивать различные отрасли хозяйства.

Почти на десять тысяч километров от Черного до Желтого морей простерся степной пояс Евразии. На протяжении тысячелетий здесь сменялись различные народы и культуры. В I тыс. до н.э. по данным анналов Ассирии, персидских и греческих источников здесь обитали саки-скифы. Современные лингвисты считают, что их язык принадлежал к большой арийской (индоиранской) семье, входящей в состав индоевропейской языковой общности.

Длительное время подчеркивалось генетическое родство и параллельное развитие культур Андроново и Срубная. Динамика исторического процесса в степях Восточной Европы сейчас рисуется следующим образом. В результате развития эне- олитических культур, восходящих к мариупольской общности, формируется гигантская ямная культурная общность, простираю­щаяся от Урала до Дуная (Мерлерт 1968; 1974). Н.Я. Мерперт счи­тает ее индоевропейской.

Хорошо известно, что Византия в своих отношениях с соседними странами и с отда­ленными народами использовала самые разнообразные средства, чтобы усилить взаимные свя­зи, привязать к себе эти страны и заставить их вести политику, угодную Константинополю. Одним из средств, которые империя с полным основанием считала эффективными, была хри­стианизация, создававшая единство веры. Она считалась в Византии лучшим средством поли­тического влияния.

Первая тетрадь летописи ХУІІІ в. ’’Монгол борджигид обог-ун тэукэ" (МБОТ), касающаяся древней и юаньской ис.тории монго­лов, представляет определенный источниковедческий интерес. Древ­няя часть МБОТ базируется как на монгольских Алтан тобчи анонимного автора [ 4 ]9 "Алтан тобчи" Лубсан Данзана [ 6 ], так и на других неизвестных источниках. Как исторический источник, эта часть не представляет большого интереса, т.к. все све­дения, заключенные в ней, мы можем найти в других монгольских летописях предшествующего века, за исключением некоторых тек­стуальных расхождений непервостепенной важности.

Вопрос об этническом и культурном составе населения восточно-украинской лесостепи вначале эпохи раннего металла далек от окончательного решения. В современных культурно-хронологических схемах южная лесостепь, в пределах днепро-донецкого междуречья, рассматривается в системе пост-мариупольской культуры, к востоку от них и в Днеп­ровском Левобережье локализуются памятники среднестоговской общности, в глубинных районах лесостепи фиксируются памятники ямочно-гребен­чатого неолита. Имеющиеся к настоящему времени материалы дают основания предполагать более сложную этнокультурную мозаику в пределах рас­сматриваемого региона, отражающую особенности культурно-исторических процессов в энеолите.