ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Доска чиновного рвения
Доска чиновного рвения
  • Автор: usoltcev |
  • Дата: 08-08-2013 20:07 |
  • Просмотров: 5687

Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Случается и такое, что просто смотреть стыдно, а уж кому рассказать, так вообще. Живой пример – памятная плита на улице Сенявина.

Доска чиновного рвения«Эта улица названа именем Сенявина Дмитрия Николаевича, выдающегося русского адмирала, под руководством которого в 1783 году началось строительство города Севастополя».

Мягко говоря, правда здесь только в том, что Д.Н.Сенявин действительно русский адмирал (1826г.). Но отношение к закладке Севастополя и руководству его строительством – плод фантазии заказчиков доски. В соответствии с послужным списком адмирала: «1780 г. мая 1 произведен в мичмана. 1780 – 1781 г.г. на корабле «Князь Владимир» в эскадре бригадира Палибина, плавал от Кронштадта до Лиссабона и обратно. 1782 г. командирован в Таганрог.

1782 – 1785г.г. ежегодно плавал в Черном море. 1783 г. января 1 произведен в лейтенанты. 1785 г. командуя гальотом «Темерник», плавал между Ялтою и Севастополем. 1786 г. командуя ботом «Карабут» плавал от Севастополя до Константинополя. 1787 г. мая 1 произведен в капитан-лейтенанты. Командуя тем же ботом, плавал между Козловом и Севастополем, после чего поступил флаг – капитаном к контр-адмиралу Войновичу. На корабле «Преображенье Господне» крейсировал с флотом в Черном море…»

Получается, что «без году неделя» лейтенант руководил началом строительства города Севастополя, находясь при этом в составе Азовской флотилии. Впервые Сенявин прибыл в строящийся Севастополь только в 1785 году на галиоте «Темерник», доставив военные и строительные грузы. Сам Дмитрий Николаевич об этом вспоминал: «Назначив места под строения, доставив туда надобное количество всякого рода вещей и материалов, адмирал заложил 3 числа июня месяца четыре здания. Первое – часовню во имя святого Николая-чудотворца… Другое – дом для себя; третье – пристань очень хорошую против дома своего; четвертое – кузницу в адмиралтействе. Здания эти все каменные, приведены к концу весьма скоро и почти невероятно. Часовня освящена 6-го августа, кузница была готова в 3 недели, пристань сделана с небольшим в месяц, а в дом перешел адмирал и дал бал на новоселье 1 ноября. Вот откуда начало города Севастополя».

Доска чиновного рвенияАдмирал о котором пишет Сенявин, действительный руководитель строительства, контр-адмирал Фома Фомич Мекензи (Томас Мекензи, англ. - Thomas MacKenzie), георгиевский кавалер, командир брандера в Чесменском сражении. Шотландец по происхождению, сын контр-адмирала Фомы Калиновича Мекензи (Томаса Макензи). Вице-адмирал Клокачев 8 мая 1782 года убыл в Херсон, передав корабли и руководство по началу строительства порта и крепости под начало Мекензи. То есть Фома Фомич стал первым командиром севастопольской эскадры (9 фрегатов и несколько мелких судов), порта и крепости. Эскадра перезимовала в Ахтиарской бухте и в следующем году начали строительство порта, адмиралтейства и города.

Командирами кораблей эскадры, принявших участие в закладке города-крепости и порта были: капитан 1 ранга Алексиано Панаиоти; капитаны 2 ранга П.В. Пустошкин, Д.А. Доможтров, И.М. Одинцов; капитан-лейтенанты И.С. Кусаков, А.В. Тверинов, И.П. Щербачев, С.И. Юрасов, А.Л. Симанский; лейтенанты Н.М. Ельчанинов, Ф.В. Поскочин, Н.Ф.Селиверстов, С.Г. Цвелинев, С.Ф. Филатов.

Без всякого сомнения, это были талантливые моряки и грамотные командиры. Из 14 офицеров один стал вице-адмиралом, семеро – контр-адмиралами и морскими генерал-майорами, двое – капитанами 2 ранга. Двое погибли в море вместе с кораблями.

Кстати, пристань существует и поныне как Графская, часовня по ветхости перестроена адмиралом Лазаревым (в настоящее время встроена в здание Дома офицеров ЧФ РФ), дом Мекензи перестроен к визиту Екатерины Великой, восстановлен после Крымской войны, стоит и поныне, встроенный в единственное здание на пл. Нахимова.

Так откуда же взялся Сенявин – руководитель строительства Севастополя? Ведь в Военной энциклопедии 1914 года, изданной в Санкт-Петербурге, написано: «Мекензи Фома Фомич (Томас) – основатель г. Севастополя»! А вот в Морском энциклопедическом словаре 1987 года, изданном уже в Ленинграде, Мекензи вообще не значится.

Зато историки второй половины ХХ века приложились к теме основательно. Кандидат исторических наук А.И. Неделин в книге «Севастополь» (1954) пишет: «Матросы, солдаты и приезжий люд под руководством Сенявина 3 июня 1783 г. построили первые четыре здания». Между тем, Сенявин в это время командовал галиотом «Темерник». И, как мы знаем, прибыл в город только в 1785 году.

Да и не было «приезжего люда». Город и порт начинали строить матросы эскадры, зимовавшей в бухте. Причем Мекензи возложил ответственность за строительство жилых и служебных помещений для команды лично на командиров кораблей.

Доктор исторических наук Г.И. Веденеев в книге «Севастополь – 1783 – 1983, страницы истории» (1983) написал: «Матросы, солдаты и приезжий люд под руководством Сенявина 3 июня 1783 г. заложили первые четыре здания…» При этом ссылается на самого Сенявина. Как мы знаем, Дмитрий Николаевич писал совсем иное. Но дело – то происходило в юбилейном году! Именно тогда и появилась на улице Сенявина анатационная доска. Как, впрочем, и на всех иных улицах и площадях центра города. А реальный основатель города Ф.Ф. Мекензи скончался 10 января 1786 года. Похоронили адмирала на кургане, возвышавшимся над пресным озером в начале Южной бухты. Долгое время курган назывался Мекензиевым, но после Крымской войны его переименовали в Зеленый холм, а затем в Красную горку. Засыпано и озеро, на его месте расположено депо ж/д станции Севастополь.

У Д.Н. Сенявина была своя судьба. Участвовал в сражении у мыса Калиакрия (1791). Командовал линейным кораблем «Св. Петр» в походе русского флота во время войны с Францией (1798 – 1800).

Возглавлял отряд кораблей при штурме крепости на о. Св. Мавры и о. Корфу. Командовал эскадрой в Адриатической экспедиции флота (1806 – 1807). Командовал флотом во 2-й Адриатической экспедиции (1807), когда русский флот блокировал Дарданеллы. Разгромил турок в Дарданельском и Афонском сражениях. (1807). Можно сказать, блестящая карьера. Впрочем, как и у других адмиралов из когорты флотоводцев адмирала Ф.Ф. Ушакова. Такая же была и у С.К. Крейга, и у В.Я. Чичагова. Учителем был выдающимся.

Но выучка адмирала Ушакова, привыкшего брать ответственность на себя и учившего тому же своих офицеров и адмиралов, преподнесла Сенявину крупную неприятность. То, что не всегда прощалось даже гению, его ученикам не прощали никогда. В период англо-русской войны (1807 – 1812) в Лиссабоне англичане превосходящими силами блокировали русскую эскадру. Сенявину удалось путем переговоров добиться не пленения, а интернирования кораблей и экипажей эскадры до окончания военных действий. То есть, русская эскадра не сдалась в плен, а была временно задержана в Лиссабоне, то есть на территории нейтрального государства.

Император Александр I воспринял такой поворот событий очень болезненно и направил Сенявина командовать Ревельским портом, а по окончании войны вообще уволил от службы. При этом договор об интернировании не был расторгнут. Получается, Сенявин был прав? Скорее всего. Не зря же через шесть лет отставки в 1825 году Сенявин был возвращен на службу с присвоением звания «адмирал» и назначением на должность командующего Балтийским флотом.

Вот такая история. Наверное, улицу надо было назвать улицей адмирала Мекензи, но после Крымской войны англичанину, пусть и шотландцу, пусть и заслуженному в истории героического города места не было. Нет до сих пор.

Владимир Усольцев

Примечание редакции журнала «Морской архив»:
Известный севастопольский краевед и писатель В.С. Усольцев в прошлом (2010) году отправил в Управление культуры и туризма СГГА заявление, в котором изложил факты и предложил плиту убрать. Письмо зарегистрировали и затаились. Историю-то изучать некогда. Культура с туризмом съедают все время.

 

Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Читайте также: