ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Эсминец из легенды
Эсминец из легенды
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 21-11-2013 18:59 |
  • Просмотров: 15014

БОЕВАЯ ИСТОРИЯ ГВАРДЕЙСКОГО ЭСМИНЦА «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»

Мне в жизни удивительно повезло — я живу, увидев все три корабля с одним названием: эскадренный миноносец, большой противолодочный и, наконец, корвет. Все корабли гвардейского звания, все под одним именем — «Сообразительный». В апреле 1970г. вспоминая на страницах «Красной звезды» о подвиге эсминца «Сообразительный» первый заместитель Главкома ВМФ Герой Советского Союза адмирал флота Владимир Касатонов писал: «На нашем советском Военно-Морском флоте существует замечательная традиция: передавать имена героических кораблей по наследству. От старых — новым, от кораблей, которые уже завоевали себе бессмертие, кораблям, которые только начинают свой боевой путь. Более полувека под овеянным славой гвардейским флагом «Сообразительного» экипажи несли боевую вахту на море, овладевали ис­кусством побеждать врага в годы Великой Отечественной войны, а в мирное время образцово выполняли задачи защиты интересов Родины на морских и океанских просторах, достойно пред­ставляя Флот Советского Союза в различных точках Мирового океана, демонстрируя при этом высокую морскую выучку, мужество, стойкость. А все началось с эскадренного миноносца проекта 7-у, новейшего корабля того времени, оснащённого самым современным вооружением, самой новой техникой.

Корабль был заложен на стапеле завода им. 61-го Коммунара в г. Николаеве 15-го октября 1936 года и спущен на воду 26 августа 1939 года. В заснеженный и холодный декабрь 1940 года льдом сковало реку Буг. На акваторию Николаевского порта под проводкой ледокола с территории судостроительного завода эсминец был выведен на чистую воду. Начались ходовые испытания. В это время на корабль прибыл вновь назначенный командир — старший лейтенант Ворков Сергей Степанович, ранее командовавший БТЩ «Щит». На борту жили два экипажа — заводской и основной. Начались ежедневные и бесконечные выходы в море. Молодой экипаж при помощи рабочих завода учился обслуживать новую технику, овладевал боевым мастерством, отрабатывалась борьба за живучесть.

Эсминец “Сообразительный”, 1939 г.

Обстановка в Европе в это время была тревожной. Германский фашизм захватывал Европу, приближаясь к границам Советского Союза. Командир и молодой экипаж понимали серьёзность международной обстановки и делали выводы, осваивая технику нового корабля. 10 мая 1941 года закончились государственные испытания, эсминец отлично проводит контрольные торпедные и артиллерийские стрельбы, командующий Черноморским флотом награждает экипаж денежной премией и принимает решение поднять на корабле военно-морской флаг 7 июня 1941 года.

Ярко светит южное солнце на Севастопольском рейде, сверкает надраенная медь, блестит воронёная сталь палубы. Последние минуты приготовления. Сигнальщики готовят флаги расцвечивания. И вот сигнал «Большой сбор». На ют выходит командир Ворков С. С. и комиссар Квашнин И. Г., в прошлом рабочий-металлург из уральского города Нижний Тагил. Помощник командира капитан-лейтенант Беспалов В. Г. подаёт команду «Смирно» и торжественно докладывает командиру и комиссару: «Личный состав эскадренного миноносца «Сообразительный» по большому сбору для подъёма Военно-морского флага построен!». Командир здоровается с экипажем, поздравляет с торжественным днём. На борт прибывает Командующий Черноморским флотом. Зачитывается приказ адмирала Октябрьского Ф. С. о подъёме Военно-морского флага и зачислении корабля в боевое ядро флота. На ют выносится флаг — святыня корабля. Честь подъёма флага предоставлена лучшим специалистам корабля, старшине команды машинистов мичману Ковалёву Якову Даниловичу и старшему краснофлотцу Куликову Михаилу Петровичу. Минутная стрелка подходит к 9-00. С разрешения командира корабля дежурный по кораблю подаёт команду: «Заводской флаг спустить! Военно-Морской флаг, Гюйс, Стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!». Оркестр играет гимн Советского Союза. Взоры всего экипажа направлены к флагштоку, где реет флаг Морской державы Страны Советов. Никто из стоящих в строю 267 членов экипажа не представлял, что будет через две недели. А сейчас в 10 часов корабль выйдет в море на очередное общефлотское учение для отработки совместных действий.

В начале второго ночи 22 июня на корабль поступило приказание оперативного офицера флота: «По флоту объявлена боевая готовность номер один». На корабле была объявлена боевая тревога. В последнее время очень часто проходили корабельные учения с объявлением боевых тревог. Сегодня, в воскресенье, матросы не очень довольны были очередными учениями. Многие совсем недавно вернулись на корабль с увольнения на берег, и в кубриках шел приглушенный разговор о встречах на берегу с любимыми, знакомыми, друзьями. С объявлением тревоги слышались недовольные голоса: «Опять тревога... Что это им не спится, даже в воскресенье?». Однако, схватив в охапку робу, матросы разбегались по боевым постам, одевались, как принято, уже там, приводили в готовность к бою свое заведование. В половине третьего личному составу выдали противогазы. Корабль готовится к выходу в море. В три часа пятнадцать минут лучи прожекторов вырвали из темноты самолет, ещё один, и ещё... Загремели залпы береговых батарей, вокруг самолетов замигали вспышки разрывов.

 - Зенитная батарея! По — самолетам... Огонь! — командует лейтенант В. П. Мазуркевич. Резко затрещал пулемет Ивана Курбыко, на зенитном мостике ухает 76-мм орудие Валентина Старикова, Александра Данильченко, внизу бьёт сорокапятимиллиметровка старшины 2-й статьи Виктора Тарасова. Приказ командира вахтенному офицеру: «Запишите в вахтенный журнал все события этой ночи».

В полдень по корабельной трансляции передавалось правительственное сообщение. «Говорит Москва! — послышалось в микрофоне. — Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке со своих самолетов города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...». На эсминце сразу возник митинг. У матросов сосредоточенные лица. Говорит политрук И. Г. Квашнин: «Товарищи! Трудно представить, какие испытания ждут нас впереди. Самое главное — это внутренне подготовить себя к тому, что произошло. Наша Родина дала нам новый корабль, хорошо оснащённый современной техникой. Мы его на сегодня ещё по-настоящему не освоили. Да и время на боевую подготовку у нас с вами не хватило. Всё недоделанное придется решать в предстоящих боях и походах!». Митинг был коротким. Перебивая друг друга, матросы выкрикивали слова ненависти к фашистам, клялись сражаться с врагом до полной победы... Так пришла война. Начался боевой путь эскадренного миноносца «Сообразительный».

26 июня 1941 года, в 5.00, после предварительного нанесения бомбовых ударов авиации по порту Констанца, ударная группа кораблей артиллерийским огнем должна уничтожить нефтебаки в порту и разведать систему обороны базы противника с моря. В отряд поддержки входили крейсер «Ворошилов», эсминцы «Смышлёный» и «Сообразительный», которые следовали за ударной группой кораблей — лидерами «Москва» и «Харьков». Молодой экипаж, молодой командир, совсем новый корабль и первый боевой поход. На переходе к месту назначения командир проверяет боевые посты. Это было самым обычным делом для командира, он знал матросов и старшин по фамилиям и именам, знал, на что способен каждый командир боевого поста.

Тем временем командиры ударной группы кораблей приступили к выполнению главной задачи операции: обстрелу порта Констанца. Приблизившись к берегу, корабли легли на боевой курс и открыли огонь. Через несколько минут на берегу, в районе нефтяных баков, вспыхивает яркое пламя пожара.

Некоторое время спустя враг очнулся от внезапного удара, и на берегу заговорили артиллерийские батареи. Вскоре ударную группу кораблей обнаружила вражеская авиация. Два самолета-разведчика летели в стороне от кораблей. На наши корабли обрушились бомбовые удары с самолетов и с берега. Огонь крупнокалиберной береговой артиллерии третьим залпом накрыл лидер «Москва». Вспыхивает желто-красное пламя, раздается сильный взрыв — и «Москва» кренится. Из сводки об этом бое: «Лидер «Москва» по окончании выполнения боевой задачи при отходе подорвался на минах и затонул. Спасти людей не было возможности»

У самого борта лидера «Харьков» рвутся снаряды и бомбы. В коллекторах котлов корабля лопаются водогрейные трубки, в котлах садится пар, первый и второй котлы выведены из действия и «Харьков» теряет ход. Авиация противника может потопить и «Харьков».

Командир «Сообразительного» получает приказ с крейсера «Ворошилов»: «Идите в квадрат Н... для оказания помощи лидеру «Харьков». Эсминец развивает максимальную скорость 36 узлов, идёт на сближение с лидером и в 7 часов утра вступает в его охранение. Группа самолётов врага преследует корабельную группу. Бесперебойно работает артиллерия. На большом ходу корабль резко накренился, отражая воздушные атаки. Повороты следуют один за другим... Поздно вечером корабли вошли в Северную бухту Севастополя. Несмотря на яростные атаки вражеской авиации и огонь с берега, ударная группа кораблей и отряд поддержки задание выполнили. Это была дерзкая операция. Благодаря мужеству экипажа лидера «Харьков» и умелым действиям экипажа «Сообразительного» лидер «Харьков» был спасен.

Народный комиссар ВМФ, флагман флота 1-го ранга Н. Г. Кузнецов дал высокую оценку действиям кораблей. Высоко оценили первый боевой поход наших кораблей и враги. «Следует признать, — писал в своем дневнике 26 июня 1941 года руководитель учебного центра германского флота в Румынии, — что обстрел побережья русскими эскадренными миноносцами был очень смелым. Тот факт, что в результате этого обстрела возник пожар нефтехранилища и был подожжён состав с боеприпасами, является бесспорным доказательством успешности обстрела. Кроме того, в результате повреждения железнодорожного пути было прервано сообщение Бухарест — Констанца; в связи с большими повреждениями вокзала, причиненными обстрелом, возникли затруднения с доставкой горючего».

Экипаж экзамен выдержал. Уже после войны командир одного из орудий старшина 1-й статьи Виктор Тарасов говорил: «Мы в этом бою были молодые, безусые. С дрожью в руках держали оружие, стреляя по вражеским самолетам... Дрожь была не от страха, нет. От необычной обстановки, от огромного напряжения, которое сковывало руки так, что не сразу разогнёшь пальцы».

Начались военные, напряжённые будни. Второй боевой поход был совершен 4 июля 1941 года. Цель — перебазирование крейсеров «Красный Крым» и «Червона Украина» из Севастополя в Новороссийск. В охранении — эсминцы «Смышлёный», «Способный», «Сообразительный».

Наступил конец августа 1941 года. До этого эсминец совершил три боевых похода: 7 июля конвоировали транспорт в Феодосию и Севастополь, принимали участие в поиске подводной лодки ПЛ «М-51», с которой была потеряна связь. Связь с ПЛ установлена через 7-8 часов, но лодка не всплыла. 29 июля — конвоирование транспорта «Днепр» из Феодосии в Севастополь и из Севастополя в Одессу. Уже три месяца продолжалась тяжелая борьба на фронтах. Оголтелому натиску врага героически сопротивлялась Одесса. Круглые сутки вражеские самолеты бомбили позиции наших войск и корабли. Приказ был — удержать Одессу во что бы то ни стало. На одесском рейде постоянно находились боевые корабли, которые вели огонь по противнику. Одна группа кораблей сменяла другую все время обороны. Накануне прихода в Одессу было доставлено 5000 солдат, но этого было слишком мало по сравнению с потерями. Пополнение шло с боевых кораблей. Из экипажа «Сообразительного» сошли первые фронтовики, десять добровольцев. Эсминец вошёл в порт в ночь с 30-го на 31-е августа с транспортом «Днепр», на борту которого находились войска и техника. Выгрузку войск и боеприпасов проводили при постоянном обстреле, ведя при этом ответный огонь. В ближайшее время эсминцу поставили задачу: связать боем вражеские батареи, отвлечь на себя их огонь и по заявкам командования Одесского оборонительного района наносить артиллерийские удары по скоплению войск и техники противника.

Впервые с начала войны эскадренному миноносцу «Сообразительный» была поставлена задача — высадить на берег корректировочный пост для полноценного использования снарядов главного калибра. Корректировочный пост возглавил лейтенант Эдуард Толейкис с матросами Куликовым, Норенко, Свистуновым и Громовым. Батарея противника у села Дофиновка открыла огонь по эсминцу. Вначале — недолёт. Затем снаряды ложатся все ближе и ближе к кораблю — перелёт полкабельтова, недолёт. Теперь должно быть накрытие. Корабль резко меняет курс, увеличивает скорость и выходит из опасного района. В кильватерном следе один за другим поднимаются водяные столбы от взрывов вражеских снарядов. Едва забрезжил рассвет, запросил огня корректировочный пост. Корабль постоянно маневрирует под носом вражеской батареи, делая короткие галсы и меняя скорость. Наконец эсминец развивает скорость до 24-28 узлов, ложится на боевой курс и открывает огонь по батарее врага. Стрельбы прошли успешно. Рядом ведут огонь крейсер «Червона Украина», эсминцы «Беспощадный» и «Незаможник», канонерские лодки. Корректировочный пост молчал всю ночь, чем вызвал тревогу у экипажа. И вот с берега летит сообщение (на мостике подключён репродуктор): «Поражение... хорошо... очень хорошо. Слава артиллеристам! Минометная батарея разбита. Слышите? Больше огня! Фашисты взлетают на воздух!».

Вторые сутки в море при постоянных стрельбах. В небе появляется группа самолётов. В море два советских корабля — «Сообразительный» и «Беспощадный». Самолёты заходят с носа, разделившись на две группы: два на «Сообразительный», один на «Беспощадный». Поворот на большом ходу, корабль кренится, свистят бомбы, гремят корабельные орудия. От сильных и резких залпов у краснофлотца Евгения Валышева из ушей пошла кровь. На третьи сутки получили разрешение зайти в базу. Благодаря стрельбам «Сообразительного» и других кораблей по Августовке, Терновой Балке и Ильинке, в эти дни все атаки противника были отражены нашими сухопутными частями. Корабли подавили немало огневых точек врага, уничтожили много живой силы противника. За хорошую огневую поддержку фронта эсминец получил благодарность Военного совета Одесского оборонительного района.

В конце августа начался второй этап борьбы за Одессу. Противник ввёл 12 дивизий. Приморская армия ещё прочно держала фронт в районе поселка Ильичёвка. 23 сентября эсминец вышел к Одессе для сопровождения конвоя. Приняв в районе Меганом транспорты «Днепр» и «Абхазия», следует до Ак-Мечети. Подойдя к мысу Тарханкут, эсминец получает приказание следовать в район Тендровской косы для буксировки эсминца «Беспощадный» в Севастополь. Буксировка проходила в штормовых условиях, рвались буксирные тросы, эсминец находится под прицелом вражеской авиации. Войдя в Северную бухту, экипаж «Сообразительного» получает семафор от командира «Беспощадного» с благодарностью за буксировку.

За октябрь миноносец совершил 21 выход в море. Отконвоировано 25 транспортов. В одиннадцатом боевом походе 17 октября перевезено оружие и боезапас из Туапсе в Севастополь. При каждом сопровождении корабль подвергался атакам вражеской авиации, а 15-го октября был атакован дважды.

После того, как немецкие войска ворвались в Крым, Командование флота принимает решение уводить большие корабли из Севастополя. 3-го ноября в Поти, в сопровождении эсминцев «Бодрый» и «Сообразительный» переводятся линкор «Парижская коммуна», крейсер «Молотов», лидер «Ташкент». 6-го ноября 1941 года «Сообразительный» совершает переход из Камышевой Бухты в Керчь (Камыш-бурун), имея на борту штаб Приморской армии и военное имущество. Из Керчи обратным рейсом корабль перевозит в Туапсе ценное заводское оборудование. 2-го ноября, в канун 24-ой годовщины Великого Октября, на корабле прошёл митинг. Люди уже многое познали: бессонные ночи, напряжённые боевые дни во время осенних штормов. Митинг открыл политрук Игнатий Галактионович Квашнин. Как всегда, он говорил страстно и убежденно:

 - Священное чувство любви к Родине и ненависть к её врагам подняли нас на смертный бой... Мы поклялись бороться яростно, до последней капли крови. Сегодня судьба нашей страны, на­шего народа решается под Москвой, Севастополем. Сегодня каждый метр советской земли нам дороже сотни километров, и мы не должны отступать ни на шаг!

Митинг был коротким, такой же краткой была и резолюция: «В подарок к 24-ой годовщине Октябрьской революции будем бить фашистов, пока не останется на нашей земле ни одного, пока не будет чист воздух от фашистской чумы. Будем беречь свою флотскую честь, будем беречь Родину, как святыню».

Вице-адмирал Н.Е. Басистый и капитан 3 ранга С.С. ВорковС потерей Одессы началась битва за Севастополь. Попытка немцев с ходу захватить Севастополь провалилась. В этот опасный для города период Государственный Комитет Обороны принимает решение о переводе с Чёрного моря на Дальний Восток нескольких танкеров и ледокола «Микоян». Необходимо было сохранить часть крупнотоннажного танкерного флота и ледокол. Сопровождали ледокол и три танкера лидер «Ташкент», эсминцы «Способный» и «Сообразительный». Операция прошла успешно.

Это был 22-ой боевой поход корабля. Немцы спешили со взятием Севастополя. Им необходимо было скорее освободить свою 11-ю армию для оказания помощи группе армий «Юг». Но Севастополь стоял. Бойцы Приморской армии, части морской пехоты героически обороняли столицу Черноморского флота. Большую помощь оказывали защитникам города боевые корабли. «Сообразительный» буквально метался между портами Новороссийск, Феодосия и Севастополь. До предела груженный оружием, техникой и пополнением, корабль врывался на больших скоростях в главную базу и, быстро загрузившись ранеными, женщинами и детьми, уходил.

Прорываться становилось все труднее. 17-го декабря войска Гитлера начали очередное «большое последнее наступление». Севастополь оказался в критическом положении. 21-го декабря Военный совет Черноморского флота обратился с воззванием ко всем защитникам города: «Ни шагу назад в борьбе за Севастополь!». С целью оказания помощи героически сражающемуся городу по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего 25-го декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. Руководил высадкой десанта с кораблей капитан 1 ранга Н. Е. Басистый, штаб которого находился на борту «Сообразительного». Десант высадился успешно. С 28 по 31 декабря кораблями и транспортами в Феодосию было перевезено 23000 человек 44-ой армии, доставлено много танков, орудий, минометов, автомашин, много тонн боеприпасов. Тревожным и совсем не праздничным оказался последний день 1941-го года. Полная боевая готовность, беспрерывные стрельбы по вражеским позициям на берегу, по фашистским самолётам в воздухе. В полночь военком Квашнин по трансляции поздравляет экипаж с Новым годом и освобождением Феодосии. Поздравил экипаж командир корабля, пожелав побед в предстоящих боях. Сразу после полуночи корректировочный пост потребовал огня, и в морозном воздухе раздался первый залп 1942 года...

28 боевых выходов совершил эсминец с начала войны, пройдено 13874 мили за 1108 ходовых часов. В течение первого дня 1942 года, отбиваясь от воздушных атак, эсминец «Сообразительный», маневрируя в Феодосийском заливе, ведёт беспрерывный огонь по Киету, Сейт-Ачаку, Кой-Асан. Пушки и палуба обледенели. Экипаж скалывает лед и ведёт огонь по скоплению живой силы и техники врага в районе аэродрома Киет и селения Сейт-Асан.

Эскадренный миноносец “Сообразительный” Черноморского Флота, 1942 год (фото из коллекции А.Бричевского)

26  июня 1942 г. эсминец «Сообразительный» участвовал в уникальной спасательной операции. В 6 часов 40 мин. получено приказание оказать немедленную помощь получившему повреждения лидеру «Ташкент». Эсминец направляется в указанное место. На мостик командиру приносят радиограмму: «Идите полным ходом. Лидер погружается». Оказывается, 86 немецких самолётов в течение четырёх с лишним часов преследовали лидер, сбросив на него 336 бомб. Командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило несколько помещений. Подошедший к правому борту лидера экипаж эсминца «Сообразительный» за 22 минуты принял на борт 1975 человек — раненых, детей и женщин, которых лидер «Ташкент» эвакуировал из осаждённого Севастополя. 1200 человек разместили на шкафутах правого и левого бортов, 250 человек разместили на полубаке, 300 — на юте, остальных разместили по кубрикам. Положение осложнялось тем, что накануне в Поти на эсминец были приняты с линкора «Парижская Коммуна» 70 тонн снарядов калибра 305, уложенных на верхней палубе, и 20 тонн ящиков со снарядами к зенитным орудиям, расположенных в кубриках.

Всё принятое резко ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, практически лишив корабль маневренности. Любое перемещение людей было опасным. Командир запретил перемещение по палубе даже матросам. Для тех, кому надо было по нужде, были расставлены вёдра. Избежать неприятностей всё же не удалось. Когда эсминец благополучно вошел в Новороссийск и уже ошвартовался у стенки, спасённые люди хлынули на один борт и через поручни полезли на причал. Благодаря тому, что боцманская команда буквально за минуту успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии удалось избежать — эсминец навалился на причал левым бортом с креном 15 градусов, но не перевернулся.

2-го июля 1942 года экипаж эсминца стал свидетелем одной из самых крупных трагедий на Черноморском флоте. В этот день Новороссийск совершенно неожиданно подвергся массированному авиационному налёту фашистов. 64 самолёта «Юнкерс-88» в сопровождении полутора десятка истребителей, вынырнув из-за туч, сбросили на порт 170 бомб. Всего четверть часа длился этот налёт, но последствия были ужасными: уничтожены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», несколько маломерных судов. Многие корабли получили различные повреждения. Повезло «Сообразительному» и на этот раз. Во время налёта на корабле проходили очередные учения зенитчиков. По самолётам противника был своевременно открыт огонь, который дал возможность избежать прямых попаданий. Но от близких разрывов бомб эсминец всё же пострадал. 500-тонная бомба попала в железнодорожный путь, проходивший у самого борта корабля. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня,
а искорёженные рельсы зацепились за нос эсминца, прижав его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы. Опасаясь повторения атаки немецкой авиации, командующий эскадрой адмирал Л. А. Владимирский приказал командиру «Сообразительного» немедленно покинуть базу. Экстренно разведя пары, с трудом отцепив согнутые в виде гигантских крючков железнодорожные рельсы, корабль без компаса вышел в море и, ориентируясь по очертаниям берега, вечером благополучно прибыл в Туапсе.

145-тым боевым походом, в котором «Сообразительный» совместно с эсминцем «Беспощадный» и четырьмя тральщиками совершили поиск и уничтожение плавсредств противника у берегов Румынии под командованием контр-адмирала Фадеева В. Г., закончилась боевая деятельность миноносца в 1942 году. Пройдено 27 тысяч 693 мили за 1530 ходовых часов. Эскадренный миноносец совершил за этот год 117 боевых выходов.

1943-й год начался 150-м боевым походом 22-го января — переходом эсминца из Поти в Туапсе под флагом Командующего флотом вице-адмирала Октябрьского Ф. С. с Военным Советом Черноморского флота на борту.

31-го января 1943 года эсминец «Сообразительный» совместно с эсминцами «Бойкий» и «Беспощадный» вышел в боевой поход для охранения крейсера «Ворошилов» и обстрела позиций противника при высадке десанта в Озерейку. При возвращении в Батуми с рейдового поста на корабль был получен семафор с поздравлением о том, что эсминец «Сообразительный» прошел 50000 миль без среднего и капитального ремонта. Вахтенный командир старший лейтенант Колмыков Г. К. доложил командиру Воркову С.С., который сразу поздравил экипаж с проходом 50000 миль! В это время несли вахту:

-     в штурманской рубке — штурман лейтенант Иванов В.И.;

-     вахтенный механик — ст. инженер-лейтенант Шилов М. И.;

-     старшина машинной команды главстаршина Ковалев Я. Д.;

-     старшина вахты 1-ой машины ст. краснофлотец Юркевич В. А.;

-     старшина вахты 2-ой машины ст. краснофлотец Усенко П. Я.;

-     старшина вахты электриков ст. 1 ст. Евмилов П. Н.;

-     старшина вахты трюм. маш. ст. краснофлотец Трофименко П.Т.;

-     старшина вахты 2 кот. отд. ст.2 ст. Хотыненко И. Л.;

-     старшина вахты 3 кот. отд. ст. краснофлотец Малин В. К.;

-     старшина 4 кот. отд. ст 1 ст. Стах П. И.

В районе Новороссийска эсминец провёл две артиллерийских стрельбы по позициям против­ника. Командующий флотом объявил благодарность личному составу.

23 февраля 1943 года в газете «Правда» была напечатана статья «50000 миль в походах». «Перед нами карта Черного моря, — говорилось в ней, — она вдоль и поперёк изрезана многочисленными разноцветными линиями. Это — путь корабля, пройденного им за время войны. Более пятидесяти тысяч миль прошёл он со времени вступления в строй... 50 тысяч миль! Девяносто две с половиной тысячи километров, значительная часть которых пройдена сквозь минные поля, сквозь штормы и туманы, при бомбёжках с воздуха, интенсивном обстреле вражеских береговых батарей! Краснофлотцы и командиры эсминца тщательно и любовно оберегали его механизмы и вооружение. Каждый день стоянки в базе они используют для тщательного осмотра и текущего ремонта... Это даёт свои плоды: корабль, проделавший огромный боевой путь, находится в хорошем состоянии».

Преданность, любовь к Родине, жгучая ненависть к фашистам, желание биться с врагом до последней возможности краснофлотцы, старшины и командный состав «Сообразительного» выражали в своих клятвах на всех собраниях и митингах. Весь февраль 1943 года эсминец провел в походах, выполняя артиллерийские стрельбы с целью поддержки флангов наших войск под Новороссийском. 24 февраля краснофлотцам, старшинам и офицерам впервые выдали погоны. В тот же день, приняв на борт около тысячи человек, эсминец вышел в Геленджик для высадки десанта.

2 марта 1943 года радио принесло на корабль радостную весть: за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава Народный Комиссариат Военно-Морского Флота удостоил эскадренный миноносец «Сообразительный» гвардейского звания. Эта весть пришла поздно вечером, но мгновенно облетела весь корабль. Краснофлотцы поздравляли друг друга, шли к командиру, шли в каюты своих командиров, шли к комиссару и взволнованно говорили о большом событии в жизни экипажа. 2-го марта на передовой страницы газеты «Красный черноморец» было напечатано поздравление Военного Совета Черноморского флота: «Мы гордимся вами, товарищи командиры и краснофлотцы гвардейского эскадренного миноносца «Сообразительный», и радуемся вашим успехам! Не успокаивайтесь на достигнутом! Высокое звание гвардейцев должно воодушевить вас на новые подвиги... Военный Совет выражает твёрдую уверенность, что экипаж гвардейского эсминца «Сообразительный» будет высоко держать честь гвардейского флага корабля в предстоящих боях с немецко-фашистскими захватчиками!».

Шесть боевых выходов было сделано эсминцем «Сообразительный» с гвардейским именем, но под флагом ВМФ СССР. Отрабатывались задачи боевой подготовки, осуществлялось конвоирование транспортов. Корабль готовился к подъёму гвардейского Военно-морского флага, который был назначен на 6 июня 1943 года.

Вот как описал это событие командир корабля, Ворков С.С., будучи уже адмиралом, в своей книге воспоминаний «Флаг на гафеле»[1]:

«6 июня готовились к подъёму гвардейского флага. Торжественность всюду — в блеске меди и надраенной палубе, в суетливой беготне; даже в том, как вахтенный сигнальщик передаёт семафор на соседние корабли; в сияющем лице часового, с гордостью охраняющего корабль у сходни. Куда ни глянь — всюду особая чистота и порядок. В 10 часов на корабль прибыли новый командующий эскадрой — вице-адмирал Н. Е. Басистый, командиры кораблей, гости из обкома партии и правительства Аджарской автономной республики. Стоит солнечная, тёплая погода. В ожидании торжественной минуты притих рейд со стоящими у причалов кораблями. Вице-адмирал Н. Е. Басистый оглашает приказ Народного комиссара Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецова о присвоении эсминцу «Сообразительный» звания «гвардейский». В руках командующего — гвардейский флаг. Он вручает его командиру корабля Воркову, тот передаёт его мичману Якову Ковалёву, и они обходят строй команды. Гвардейский флаг крепится к фалам лучшим сигнальщиком, старшиной 1 статьи Михаилом Куликовым. Звучит торжественная команда:

- На гвардейский флаг, стеньговые флаги и флаги расцвечивания — смирно!

Всё вокруг замерло. Тишина. Лишь доносится гудение работающих механизмов, да вздрагивает корабль от работы мощных турбовентиляционных установок.

- Гвардейский флаг, стеньговые флаги поднять!

Звучит гимн Советского Союза. Медленно поднимается гвардейский флаг. К нему устремлены взоры экипажа. Гремит громкое матросское «УРА».

Члены правительства Аджарской республики, вице-адмирал Н. Е. Басистый, командиры кораблей осматривают корабль, заходят в кубрики. Зашли и к коку, поинтересовались, что готовится к торжественному обеду. На камбузе вкусно пахло борщом и пирогами. Печь их был великий мастер краснофлотец комендор Василий Верязев.

Герой Советского Союза старший матрос В.В. ХодыревШёл третий год войны. Все чаще приходили с фронтов радостные вести. Советская Армия наступала на всех фронтах, уничтожая фашист­ские войска, освобождая города и села. Корабли простаивали в базах. Командование флотом решило, что использование больших кораблей в сложившейся ситуации невозможно. Интенсивность использования корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях корабль больше не участвовал. За весь 1943 год эсминцем было пройдено 7804 мили, за 1944 год — 3215, за 1945 год — 3198.

Пожалуй, самой примечательной миссией гвардейского эсминца «Сообразительный» двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопасности Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Проверенному в боях гвардейскому экипажу доверили самый почетный участок патрулирования — южнее Ливадии.

Сдержал экипаж корабля клятву, данную при получении гвардейского звания. Итоги участия эсминца в войне оказались просто потрясающими. Совершено 218 боевых выходов за 361 ходовой день, пройдено 63 тысячи 785 огненных миль, что равно почти трём расстояниям вокруг земного шара по экватору. Эсминец отконвоировал 62 транспорта в Одессу, Севастополь, на Кавказ без потерь и повреждений в море. На этих транспортах доставлено 70000 войск, раненых и эвакуированных, до 110 тысяч тонн военных грузов. Более 20 раз эсминец был обстрелян береговыми батареями противника, но ни один снаряд не попал в цель. 59 раз артиллеристы главного калибра корабля поддерживали приморские фланги наших войск, выпустив по врагу 2700 артиллерийских снарядов. 57 раз эсминец «Сообразительный» осуществлял перевозки войск, раненых и эвакуированных, и перевёз 15937 человек.

Четыре раза корабль принимал участие в высадке морских десантов и участвовал в набеговых операциях на базы и коммуникации врага. Более 250-ти атак фашистских самолётов отразили корабельные зенитчики, уничтожив 7 самолётов, при этом за всю войну ни одна торпеда и ни одна бомба не попала в корабль. Главным же итогом войны все специалисты военно-морского дела считают то, что за все время войны экипаж не потерял ни одного человека, не имел на борту ни одного раненого! Многие говорят, что просто повезло. Истина же заключается в следующем. Командованию корабля, офицерскому составу, партийной и комсомольской организациям удалось создать дружный, сплочённый воинский коллектив, спаянный единством интересов рядовых и командиров. У всех была одна цель — честным и беззаветным служением народу и Отечеству по мере своих сил приблизить Победу. Главный лозунг войны: «Один за всех, все за одного» был главным принципом корабельной жизни. Во-вторых, на войне чудес не бывает. А. В. Суворов говорил: «Сегодня везёт, завтра везёт, помилуй Бог, когда-нибудь нужно и умение». Экипаж добился успехов умением каждого в отдельности. Взаимодействие всех боевых постов и командных пунктов отрабатывалось ежедневно с учётом боевого опыта. На корабле не было ни единого случая потери управления боем, отказа в работе оружия и технических средств. В-третьих, командиры всех степеней постоянно заботились о нуждах и запросах подчинённых, воспитывая у них высокий боевой дух и морально-волевые качества. На корабле была полнокровная, боевая партийная организация. Коммунисты составляли 65% личного состава. Во время трудностей походно-боевой жизни коммунисты были примером для всех, сыграли важную роль в судьбе корабля, в боевых делах и повседневной жизни. Наконец, надо отдать должное личным деловым и гражданским качествам командира корабля Сергея Степановича Воркова. Его воля, знания, постоянно совершенствующийся боевой опыт сыграли в судьбе корабля и его экипажа немаловажную роль, особенно когда счёт жизни или смерти шел на секунды. За заслуги перед Отечеством Ворков С. С. награждён семью боевыми орденами.

Но не только на море сражались гвардейцы «Сообразительного». 101 доброволец с эсминца сражались за Одессу и Севастополь, Москву, Ленинград и Сталинград.,. Старший краснофлотец, бывший артиллерист 2-й башни главного калибра эсминца Валентин Ходырев, участвовал в составе Николаевского морского десанта под командованием Константина Ольшанского в марте 1944 года. Раненный в бою, с оторванной кистью левой руки, с двумя связанными противотанковыми гранатами, в окровавленной тельняшке и в бескозырке с названием корабля «Сообразительный», он вышел из укрытия навстречу немецкому танку и, бросив гранаты, подорвал его. Моряк погиб, пробитый осколками и пулями.

Старшему краснофлотцу Валентину Васильевичу Ходыреву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

С бессмертным именем

Заслуги гвардейского эсминца «Сообразительный» перед Военно-Морским Флотом СССР и России высоко оценены страной. Имя прославленного эсминца и его гвардейское звание 14 марта 1963 года было присвоено новейшему в то время СКР-44, который стал называться «Гвардейским БПК «Сообразительный». И гвардейцы большого противолодочного корабля не подвели своего прославленного предшественника. Гвардейская эстафета была достойно пронесена через моря и океаны. Все тридцать лет службы корабля Военно-Морскому Флоту проходили под постоянным вниманием наставников — гвардейцев-ветеранов эскадренного миноносца. БПК постоянно посещали контр-адмирал Сергей Ворков, бывшие офицеры, старшины и матросы эсминца. В свою очередь экипаж БПК участвовал во всех юбилейных встречах гвардейцев-ветеранов в Севастополе и Николаеве.

Большой противолодочный корабль “Сообразительный” Черноморского Флота

В апреле 1964 года было принято решение о постоянном присутствии кораблей ВМФ в Средиземном море. БПК «Сообразительный» включается в состав кораблей отряда, открывающих боевую службу. В мае-июне отряд кораблей в составе крейсера «Михаил Кутузов», БПК «Комсомолец Украины» и «сообразительный» впервые нес боевую службу в Средиземном море и нанес официальный визит в порты Югославии Сплит и Дубровник. В декабре 1964 года «Сообразительный» завершил госиспытания и в январе 1965 года вошел в боевое ядро Черноморского флота. Гвардейская эстафета продолжалась. За период с 1965 по 1970 год на флоте не проводилось ни одного крупного учения или стрельб, минных постановок, в которых бы не участвовал гвардейский БПК «Сообразительный».

В 1967 году он был признан «отличным кораблем».

БПК “Сообразительный” на боевой службе в Средиземном море

На счету корабля 12 боевых служб, 380 тысяч пройденных миль, посещение портов Бургас, Варна, Сплит, Дубровник, Гавана, Риека, Конакри, Тунис, Порт-Саид и Александрия. Это достойный боевой путь большого противолодочного корабля, носящего имя прославленного эсминца.

Свою службу БПК «Сообразительный» завершил на Северном флоте. В 1991 году корабль был выведен из состава ВМФ СССР. После этого Севастопольский совет ветеранов гвардейских ЭМ и БПК выступил перед командованием ВМФ России с ходатайством о присвоении имени легендарного корабля новому боевому кораблю третьего поколения. В мае 1993 года ветераны-гвардейцы обратились в Главный штаб ВМФ России с надеждой, что имя прославленного боевого эсминца не уйдет в прошлое. И после многолетних усилий и работы по их ходатайству на Санкт-Петербургском заводе «Северная верфь» был заложен новый корабль — корвет с названием «Сообразительный».

Корвет “Сообразительный”

А 29 июля 2012 года, в День Военно-Морского Флота России, в Петербурге, в парадном строю кораблей на Неве, прозвучал приказ о присвоении корвету «Сообразительный» гвардейского звания и зачислении в списки экипажа навечно Героя Советского Союза гвардии старшего краснофлотца Валентина Ходырева. И под звуки Гимна России над палубой корвета «Сообразительный» взвился гвардейский Военно-морской флаг.

Героическая история легендарного гвардейского эсминца «Сообразительный» продолжается. Экипаж третьего корабля с его именем продолжает славные традиции своих предшественников.

Виктор Федоров

Ветераны – гвардейцы ЭМ и БПК «Сообразительный», слева направо: т. т. Дежернюк В.П., Седунов В.И., Журавлев П.И., Селезнев А.Д., Топунов Н.В., Балтин Э.Д., Мелешко А.А., Фесенко В.Н., Смирнов А.С., Герескухин В.И., Ильин А.М.

 

Памяти товарища

Виктор Алексеевич ФедоровПубликуя на страницах журнала историю героического боевого пути в годы войны гвардейского эскадренного миноносца «Сообразительный», мы с глубоким прискорбием сообщаем о кончине автора этой статьи, ветерана большого противолодочного корабля (БПК) «Сообразительный» В.А. Федорова.

«Мне в жизни удивительно повезло - я живу, увидев все три корабля с именем «Сообразительный»... — Так начинает свой рассказ о легендарном гвардейском эсминце, овеянном славой в годы Великой Отечественной войны, гвардии капитан-лейтенант Виктор Алексеевич Федоров. Сложилось так, что его флотскую службу, а затем и всю последующую жизнь судьба связала с кораблем этого имени, «Сообразительный», преемником и продолжателем боевых традиций героического эсминца. После окончания Военно-Морского училища он получил назначение на большой противолодочный корабль и прослужил на нем до ухода в запас. Корабль в эти годы нес боевую службу в Средиземном море в ходе оказания помощи вооруженным силам Египта в период арабо-израильского конфликта.

Боевые товарищи Виктора Федорова, ветераны флота, воздают ему честь как образцовому морскому офицеру и преданному патриоту и защитнику Отечества, прекрасному организатору и душе корабельного экипажа, принципиальному и предельно честному человеку, верному слову и морскому товариществу.

После ухода в запас Виктор Алексеевич не распрощался сродным кораблем и стал активным участником ветеранской организации ЭМ и БПК «Сообразительный». Поддерживал постоянную связь с ветеранами обоих кораблей. В дальнейшем он был избран председателем Совета ветеранов-гвардейцев ЭМ и БПК и на протяжении многих лет, до самой своей кончины, успешно возглавлял эту организацию. Как убежденный патриот своего корабля и отличный пропагандист, он проводил большую организационную работу по сохранению славных традиций «Сообразительного» и передаче их новым поколениям военных моряков. Благодаря его активной деятельности на посту председателя, ветераны корабля добились от городских властей присвоения Севастопольской школе № 44 имени Героя Советского Союза Валентина Ходырева, члена экипажа героического эсминца, и организации при ней музея, посвященного подвигу героя.

Под руководством ВА Федорова в течение нескольких лет была проделана важная, ответственная и очень кропотливая работа по составлению документов и обращений к Президенту Российской Федерации, Главнокомандующему ВМФ России и Командующему Черноморским флотом РФ с ходатайством о присвоении имени «Сообразительный» новому кораблю. Эти обращения совместно с согласованными действиями Совета ветеранов Санкт-Петербурга и при участии высоких должностных лиц ВМФ нашли положительный отклик в Правительстве Российской Федерации, и в 2012 году новому кораблю класса корвет было присвоено имя «Сообразительный» и Гвардейское звание. А в списки экипажа корабля навечно зачислен Герой Советского Союза Валентин Ходы1рев.

Совмещая работу и организаторскую деятельность в Совете ветеранов, жизненные заботы о семье, Виктор Алексеевич подготовил и издал несколько выпусков брошюр «Гвардейцы «Сообразительного» Потомству в пример», «Гвардейская вахта» и ряд публикаций в газетах «Флаг Родины1», «Ветеран Севастополя», «Слава Севастополя».

Много лет он был действенным участником Городского Литобъединения им Н.Озерова. Его творческая жизнь, его литературный талант нашли отражение в лирике и патриотических произведениях, публиковавшихся в газетах, в журнале «Литературный Севастополь», в художественном литературном альманахе СЕВА. Лиризм, исключительная искренность и патриотическая струна его поэтического дара пронзительно звучат в стихах сборника поэзии Виктора Федорова «Следы земные», в его повести «Памятные встречи». Эти свойства творческой личности Виктора Алексеевича увидел и точно оценил замечательный севастопольский поэт Роман Федорович Болтачев, сам бывший моряк, правофланговый нашей поэзии. В его отзыве на стихи и прозу Федорова говорится:

«Виктор Федоров — это в поэзии явление. Сколько человеческой печали, страсти, горести! У него это естественная боль... Могу одно сказать - у В.Федорова дар, это истинная поэзия, заставляющая читателя не только сопереживать, но и по-настоящему задумываться.»

Боевые друзья и товарищи, с которыми прошли гсды морской службы и с которыми Виктор Федоров прошел тысячи миль морских походов, и его друзья по Севастопольскому литературному объединению навсегда сохранят светлую память об этом прекрасном человеке  -  советском морском офицере, гражданине, поэте.

В связи с кончиной Виктора Алексеевича Федорова редакция журнала «Морской архив» присоединяется к отзывам его друзей и выражает искреннее соболезнование его родным и близким.



[1] Военные мемуары: Контр-адмирал С С Ворков. «Флаг на гафеле», командир ЭМ «Сообразительный». Военное издательство МО СССР, Москва, 1962.

 

Статья из альманаха «Морской архив», №3 (4), 2012
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Читайте также: