Показать все теги
Олег Софяник, специально для сайта «Тайны истории»
Ранним мартовским утром 1993 года двое нью-йоркских полицейских обнаружили труп бездомного бродяги лежащего на тротуаре в районе Таймс Сквер. Дни стояли очень холодные и бедняга замерз, не пережив ночь. Погибшего звали Йоханн Лапман. Он прожил очень яркую, насыщенную самыми невероятными приключениями жизнь. Моряк, солдат французского Иностранного Легиона, коммунист, журналист, писатель, изобретатель, друг академика Сахарова, узник советского ГУЛАГА проведший 32 года в тюрьмах, концлагерях и психиатрических застенках. Его 3 раза судили и трижды он бежал из за колючей проволоки. И вот финал этой невероятной человеческой жизни.
Йоханн Рудольф Лапманн родился 3 апреля 1913 года в прибрежной эстонской деревушке Кибр в семье рыбака. С детства мечтал о путешествиях и приключениях. В 1927 г в 14 лет сбежал из дома. Похитил рыбацкую лодку и переплыл в Финляндию. Плавал юнгой на торговых судах. Жил в Финляндии, Бельгии, Германии. В 1935 находясь во Франции, завербовался в Легион. В 1936 со своей частью он оказывается в Марокко. Служба скоро ему наскучила. Йоханн дезертирует. Он проникает на торговое судно и прибывает на нем в США.
Лапман с юношеских лет идеализировал пролетарское движение и коммунизм. В Америке он вступает в Компартию. Активно учавствует в рабочем движении. Становится председателем культурной комиссии эстонских рабочих в Нью-Йорке и одновременно редактором коммунистической газеты.
В январе 1940 г он возвращается в Эстонию. Вскоре сталинские войска оккупируют страну. Лапман с восторгом встретил Красную Армию. Летом 1940 г его назначают председателем исполнительного комитета города Ныва. После начала войны он попадает в эвакуацию в Таджикистан. Вскоре он разочаровывается в советских реалиях и решает вернуться в Америку.
Человек действия Лапман в сентябре 1942 г пытается перейти афганскую границу. Но его ловят. 10 месяцев он сидит в следственной тюрьме, но ему удается доказать, что он просто заблудился. Большевику Лапману поверили и освободили. Но мысли бежать он не оставляет.
В 1945 в Москве ему удается проникнуть в посольство США. Американские дипломаты обьяснили ему что не могут вывезти его из СССР, это не реально. Ему удалось незамеченным покинуть посольство. Йоханн приезжает в Архангельск и устраивается на работу снабженцем. 15 октября 1945 г он нелегально проникает на борт английского торгового судна и прячется в трюме. Пограничники обнаружили беглеца и арестовали. 28 декабря 1946 г его приговаривают к 10 годам лагерей по печально известной 58 статье.
Летом 1948 Йоханн бежит из лагеря. Ему удается добраться до Эстонии. Он прячется неподалеку от своего хутора в лесу. Мать носит ему еду. Он изготавливает плетенную парусную лодку. Корпус лодки обтянул непромокаемой одеждой. Вместе с 2 товарищами 24 сентября 1948 г он отправляется в опасное плавание. Беглецов заметили с советской военной базы и схватили.
20 июля 1949 г суд приговорил Лапмана к 25 годам лагерей. А плетенная лодка Лапмана оказалась в музее КГБ Эстонии.
Срок отбывал в зоне в Горьковской области и во Владимирской тюрьме. Освобожден в 1958 г. После освобождения работал слесарем на заводе в Таллине. В свободное время слушал западное радио и писал книгу о реформировании советской экономики. В 1969 рукопись своей книги "Анатомия экономики" он отправил академику Сахарову. Вскоре получил ответ, опальный академик высоко оценил работу Лапмана. Они стали переписываться. Лапман даже дважды побывал в гостях у Андрея Сахарова.
Желание бежать из империи зла, по прежнему, не оставляет Йоханна. В январе 1972 г он покупает небольшой парусник и переоборудует в моторное судно. Устанавливает 2 мощных мотора "Вихрь". В сентябре 1972 берет отпуск на заводе и отправляется в Пярну. Он решает бежать морем в Швецию. Дело крайне сложное и опасное.
По свидетельству бывшего шефа КГБ Эстонии Рейка Силлара с 1947 по 1989 годы было совершено 78 попыток побега и только 15 увенчались успехом.
В ночь с 7 на 8 сентября Йоханн выходит в море. Спасительный туман скрывает его от пограничников. Утром он уже был в нейтральных водах. Лодка не подкачала. А в обед невероятная удача, Лапман встречает датское рыболовецкое судно R-126. Датчане подбирают смельчака и следуют к шведскому острову Готланд. Он вдыхает полной грудью морской воздух. Он счастлив, он все таки сбежал, он свободен. Ведь ему уже 59 лет и хоть остаток жизни он проведет в свободном мире.
Но жестокий рок против Лапмана. Когда его лодку подбирало датское судно, мимо проходил латвийский сейнер "Кутум". Капитан сейнера доложил пограничникам на их базу в Вентспилс. В догонку выслали несколько сторожевых катеров, подняли авиацию. Спустя несколько часов 8 сентября в 18 часов 10 минут пограничные катера окружили датское судно, находящиеся уже в шведских территориальных водах. Капитан датского судна отрицал наличие беглеца на борту. Но морским чекистам было плевать на его заверения. Они силой зашли на борт, зверски избили команду, нашли и забрали Лапмана. На следующий день МИД Дании выразил резкий протест СССР.
Лапмана доставили в Вентспилс. Пограничные офицеры были в бешенстве. Мало того, что они чуть не упустили беглеца, так еще разгорелся международный скандал. Лапман заявлял, что он просто заблудился в тумане. Мол он шел из Пярну в Таллин, и о Швеции даже не помышлял. А если бы и оказался в Швеции, то пришел бы в советское посольство и вернулся домой. Ему никто не верит. Через несколько дней его увозят в СИЗО КГБ Таллина. Он прошел две психиатрические экспертизы. В декабре 1972 психиатры Удо Лутс, Ригина Кони, Эллен Грюнталь признают Лапмана невменяемым.
19 декабря 1972 г суд под председательством Хильды Уюскалы отправляет его в Черняховскую СПБ. 4 года он провел в спецпсихбольнице Черняховска. В 1977 его переводят в Таллинскую психиатрическую больницу общего типа.
22 февраля 1977 г он бежит из психушки. Ему удалось даже выкрасть из кабинета главврача свой паспорт. Его объявляют во всесоюзный розыск. Йоханн скрывается в Душанбе, Ташкенте, Тбилиси. Ему удается даже устроиться на работу снабженцем. В бегах он пишет книгу воспоминаний о своей жизни " Сентиментальный беглец ". Он скрывался почти 3 года.
В 1980 начался обмен паспортов. Он приезжает в Эстонию, намереваясь купить фальшивый паспорт. Его выслеживают и 8 августа 1980 г оперативники КГБ арестовывают Лапмана. Его вновь бросают в психушку. В июле 1984 он снова бежит. Вновь схвачен и возвращен обратно. В 1985 г был признан неизличимо больным и отправлен в ппсихиатрический интернат в Выйсику. Но началась перестройка. В июне 1989 Лапман опять бежит из интерната. Он приезжает в Москву.
В Москве летом 1989 года работала независимая американская психиатрическая комиссия. 1 июня и 25 июня Лапмана обследовали американские врачи и признают полностью здоровым. Он возвращается в Эстонию.
В перестроечных СМИ Эстонии началась кампания в поддержку узника советских психотюрем Йоханна Лапмана. Осенью 1989 г в Тарту комиссия из 20 психиаторов во главе с главврачом психиатрической больницы Тарту Арно Адамсоном признают Лапмана абсолютно здоровым. Его дееспособность в октябре 1989 г подтвердил суд горда Йыегава. В том же году в Таллине он познакомился с американским журналистом из газеты "Сиэтл Таймс" Джоном Хамером. Тот воодушевлен его историей и приключениями. Он посвящает Лапману большую статью и помогает получить приглашение в США. 11 октября 1990 г он прилетает в Нью-Йорк.
Он вернулся в 77 лет. Его мечта сбылась. 48 лет он боролся чтобы вернуться в страну своих грез. Но все непоправимо запоздало. В убежище ему отказали, ведь советская империя рухнула, а Эстония обрела независимость. Так что ему ничего не угрожает. Иногда некоторые суммы давало эстонское консульство и эстонские эмигрантские организации в США. Пытался издать книгу о своих приключениях, одно издательство в Миннесоте даже согласилось напечатать, но потом отказались, мол уже не актуально и не интересно. Его огромный архив рукописных сочинений до сих пор хранится в библиотеке Миннесотского университета так никем и не востребованный.
Некоторое время Лапман жил в различных благотворительных организациях, а затем 80 летний старик оказался на улице. В марте 1993 г бездомный старый человек с удивительной судьбой замерз на нью-йоркской улице. Он всю свою жизнь искал рай на земле, но так и не нашел его. Будем надеяться, что он обрел Рай на Небе.