ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Правда о забытом подвиге
Правда о забытом подвиге
  • Автор: chernenko |
  • Дата: 20-12-2013 16:16 |
  • Просмотров: 4164

20 декабря в МКДЦ прошла военно-научная конференция  «Лидер «Москва» - последний поход».

26 июня 1941 года. 05:02, около 13 миль восточнее порта Констанца…

Грохот 130-миллиметровых орудий лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков» разорвал утренние сумерки. В связи с плохой утренней видимостью огонь открыт по площадям, три залпа в минуту. Первые залпы положены с недолетом три – три с половиной кабельтова для проверки правильности направления, но уже следующая серия легла в цель. В порту запылал огонь. Суммарно по противнику было выпущено более 300 снарядов. Горели нефтехранилища и вокзал «Палас», были полностью разрушены эшелон с оружием и боеприпасами, а также пути вокруг вокзала. Цель первой боевой набеговой операции ЧФ в Великой Отечественной войне была достигнута – стратегически важные нефтехранилища и портовая структура румынской Констанцы были уничтожены. Теперь у командиров лидеров А.Б. Тухова и П.А.Мельникова оставалась одна задача – вернуться в Севастополь.

Под обстрелом кораблей и самолетов противника, руководствуясь желанием уйти «в дым», командир «Москвы» Тухов забирает южнее, идя зигзагом 28-узловым ходом. В 05:21 командир дивизиона Романов, полагаясь на то, что корабли покинули район минной опасности, передает приказ «Москве»: «Увеличить скорость, идти прямым ходом, ост». «Москва», скрывшись в дыму, подтвердила получение приказа.

лидер эскадренных миноносцев «Москва»

В тот же момент грянул чудовищный взрыв. В небо на высоту 30 метров взметнулся столб белого пламени. Через секунду с «Харькова» увидели вырвавшийся из пелены дыма искореженный лидер. Корабль переломился по миделю, носовая часть вместе с надстройкой висела на обрывках металла правого борта, развернулась форштевнем в сторону кормы и лежала левым бортом в воде, так что правое перо стабилизатора показалось из воды. Основная часть с дифферентом на нос и креном на правый борт медленно погружалась, обнажив левый винт, который продолжал вращаться.

Часть команды уже плавала в воде, другие выбирались из затопленных отсеков носовой части. К тому моменту носовая часть почти полностью погрузилась в воду. Борт выступал над поверхностью не более чем на полтора метра. С кормового мостика помощник командира ст. лейтенант Л.И. Приваленков отдал приказ: «Покинуть корабль»! Услышав его, командир БЧ-5 по переговорным трубам передал по постам: «Всем наверх!» А на палубе тем временем среди близких разрывов вражеской артиллерии ожили зенитные орудия 34-К – противник атаковал с воздуха.

Спустя пять минут после взрыва, не прекращая зенитного огня до последней секунды, лидер эскадренных миноносцев «Москва» медленно погрузился в воду. «Харьков» предпринял попытку спасти боевых товарищей и подошел с севера, но снаряды крупнокалиберной батареи «Тирпиц» начали ложиться в опасной близости. Командир дивизиона изменил решение и в 05:28 отдал приказ на отход. Вечером того же дня, румынские катера и гидросамолеты подняли из воды 62 краснофлотцев и 7 офицеров, в том числе командира А.Б. Тухова, которого в бессознательном состоянии товарищи поддерживали на плаву, избавив от офицерских знаков различия. Так закончился последний бой лидера «Москва».

Ранее существовало несколько версий гибели корабля, но после того, как в мае 2011 года международная группа дайверов под руководством Филиппа Якимова обнаружила на глубине 45 метров, в 30 км от Констанцы, останки лидера «Москва», разломанного пополам мощнейшим взрывом, версия осталась только одна – подрыв корабля на румынской мине с последующей детонацией торпедных аппаратов и артиллерийских погребов.

лидер эскадренных миноносцев «Москва»

Именно об этой версии, а также обо всем, что сопутствовало гибели корабля, и говорили на военно-научной конференции «Лидер «Москва» - последний поход», организованной Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы.

После вступительного слова генерального директора Дома Москвы в Севастополе Владимира Стручкова, участникам конференции был показан документальный фильм, подготовленный специально для конференции медиа-студией МКДЦ. С основным докладом «Лидер «Москва» - одна из героических страниц начала Великой Отечественной войны» выступил известный севастопольский историк и журналист Андрей Лубянов. О боевых походах военных кораблей российского флота, имевших наименование «Москва» рассказали контр-адмирал Л.П.Лопацкий и капитан первого ранга Б.С. Романов, в разное время командовавшие ПКР «Москва». Прозвучали выступления председателя военно-научного общества ЧФ вице-адмирала Л.А. Васильева, заместителя командующего ЧФ РФ контр-адмирала А.В.Ковшаря, члена президиума севастопольского комитета ветеранов войны контр-адмирал Е.А.Кобцева, зам. главного редактора газеты "Флаг Родины", ученого секретаря Военно-научного общества ЧФ капитана первого ранга С.П. Горбачева и др.

«Благодарю Правительство Москвы за идею проведения подобной конференции. – отметил председатель военно-научного общества ЧФ вице-адмирал Л.А. Васильев. -  О теме лидера «Москва» долгое время умалчивали, считая набеговую операцию на Констанцу провалом. Но вспомните первые дни войны. Растерянность, отступление по всем фронтам, множество неверных решений. Нужна была победа, для поддержания морального духа. Вот руководство флота и пошло на такой вариант. Но задача была выполнена, и тонны горючего, уничтоженного «Москвой» и «Харьковом», не были залиты в баки немецких танков и самолетов, что послужило, в том числе, срыву планов молниеносной войны. Другими словами, лидер «Москва» до конца исполнил свой долг».

историк и журналист Андрей Лубянов

«Мы должны вспоминать об этих кораблях, погибших при обороне Севастополя, погибших в годы войны в разных частях Черного моря, о лидере «Москва»  - считает историк и журналист Андрей Лубянов (на фото), -  потому что это был подвиг! Мы говорим – никто не забыт – ничто не забыто, но на самом деле это не всегда так. Жизнь показывает, что очень многое забыто! И поднять платы истории, поднять эту флотскую тему, регулярно освещать ее – наша задача, и не только журналистов, но художников, исследователей, просто людей, неравнодушных к героической истории своей страны!»

Читайте также: