ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » АЛИ ибн Абу Тапиб
АЛИ ибн Абу Тапиб
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 12-08-2016 22:39 |
  • Просмотров: 1949

Арабский халиф, правивший в 656—661 гг. Род. ок. 599 г. умер 23 янв. 651 г.

Отец Али, Абу Талиб, и отец пророка Мухаммада, Абдаллах, были родные братья. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье своего дяди. В свою очередь, когда Абу Талию разорился, а дела Мухаммада, вследствие неудачной женитьбы, напротив, пошли на лад, он взял к себе на воспитание — самого младшего из своих двоюродных братьев. Как известно, у пророка не было сыновей, и он всегда питал к Али поистине отцовские чувства. Когда последнему исполнилось девять лет, он принял мусульманство. В дальнейшем Али был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. В бою ему лично поручали самые трудные участки. Али, отличавшийся могучим сложением и замечательной храбростью, всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды.

 В 624 г. Мухаммад выдал за Али свою младшую дочь Фатиму. Согласно легенде, молодые первое время жили очень бедно. Чтобы купить подарок своей невесте, Али пришлось продать кольчугу. В их доме была одна только кожаная подстилка. На одном ее конце они спали, а на другом Фатима месила лепешки.

Близкое родство с Мухаммадом и личные заслуги обеспечили Али выдающееся место в мусульманской общине. Многие считали, что после смерти пророка именно он должен был стать во главе правоверных. Однако халифом тогда избрали Абу Бакра. Умирая, тот назвал своим преемником Умара. По кончине Умара Али вновь был одним из главных претенден­тов на халифат и лишь немного уступил своему сопернику Усману. С этим халифом у Али не сложились отношения. И хотя от­крытыми врагами они не стали, их взаим­ная неприязнь была всем хорошо извест­на. Поэтому Али ничего не сделал для Ус­мана в то время, когда мятежники сорок дней осаждали его дом. А когда халиф был убит, он согласился в июне 656 г. принять после него власть. Эта поспешность силь­но повредила Али в глазах мусульман и в дальнейшем имела для него очень дурные последствия, поскольку враги сразу обви­нили нового халифа в сговоре с убийцами его предшественника. Али так и не удалось до конца отвести от себя эти обвинения, поскольку, не имея сил расправиться с убийцами Усмана, он всех их отпустил без­наказанными.

Приняв бразды правления, Али доста­точно быстро установил порядок в Меди­не. Его власть, хотя и не без труда, при­знали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель Сирии и Палестины Муавийа ибн Абу Суфайн отказался присягать но­вому халифу как человеку, запятнавшему себя связью с убийцами, и объявил себя мстителем за Усмана. Много недовольных Али было и в самой Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где сильную агитацию против халифа вела любимая жена пророка Айша. В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к вой­не с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаплахом, аз-Зубайром ибн ал-Авва- мом и Айшей. Они отправились в Басру и возмутили ее жителей. По их призыву здесь были схвачены и перебиты все уча­стники убийства Усмана. Между тем сосед­няя Куфа приняла сторону Али. Горожане влились в войско халифа, и когда тот по­дошел к непокорной Басре, под его нача­лом было около 12 тыс. человек. В декаб­ре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит уже в пер­вой схватке. Аз-Зубайр бежал. Оставшись без полководцев, басрийцы стали отсту­пать, но были остановлены Айшей, кото­рая наблюдала за битвой, сидя в паланки­не на рыжем верблюде. Только после того, как верблюду поранили ноги, и он упал, басрийцы были окончательно опрокинуты.

Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сде­лавшуюся с этого времени его резиденци­ей. По мере того как ему присягали даль­ние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50­тыс. армия. В апреле он выступил в поход на Сирию, возле Ракка переправился че­рез Евфрат и встретился с Муавийей не­подалеку от селения Сиффин. Здесь обе армии простояли друг против друга около месяца. Решительная битва началась толь­ко 19 июня и продолжалась девять дней с перерывами на ночь и для молитв. 27 июня успех стал как будто клониться на сторону Али. Но к этому времени оба войска были измотаны до такой степени, что находи­лись на грани физического истощения. Один из участников битвы рассказывал позже: «Мы были покрыты пылью и куса­ли друг друга и дошли до того, что стояли, глядя друг на друга, и не мог ни один че­ловек из двух войск броситься на против­ника и сразиться с ним». Поэтому, когда Муавийа предложил заключить мир, вои­ны сразу перестали сражаться — все жда­ли ответа Али. После короткого раздумья он сказал: «Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам пре­тит». Начались переговоры. После долгих пререканий пришли к соглашению, что ре­шение спора будет передано третейским судьям. Муавийа и Али обещали им под­чиниться, какое 6ье постановление они не приняли. После этого армии разошлись.

С военной точки зрения Сиффинская битва кончилась вничью, но в политиче­ском отношении она была явно проиграна Али, ибо подписанием договора он поста­вил под сомнение свое бесспорное право на халифат. Благодаря этому Муавийа, до этого рассматривавшийся как простой мя­тежник, был поставлен вровень со своим противником. Сторонники Али не могли этого не понимать. Если до этого армия дружно поддерживала халифа, то теперь в ней произошел раскол. При подходе к Куфе значительная часть войска (от 8 до 12 тыс.) отделилась от Али и устроила сходку в селении ал-Харура. На ней было решено, что коль скоро Али не проявил достаточной твердости и упустил власть из своих рук, то следует после победы над Муавийей созвать совет и избрать нового халифа. Эта группа отколовшихся получи­ла сначала название харуритов, но в даль­нейшем их последователей стали имено­вать хариджитами (от глагола хараджа — «выйти», «восстать»). Спустя несколько лет хариджиты образовали самостоятель­ное течение в исламе со своим оригиналь­ным учением (одно из главных положений этого учения заключалось в том, что власть халифа не может быть наследственной, но должна передаваться наиболее достойно­му из членов общины). Али стоило нема­лого труда уговорить этих воинов вернуть­ся вместе с ним в Куфу, однако раскол меж­ду хариджитами и халифом так и не был преодолен.

В январе 658 г двое арбитров (по од­ному от каждой стороны) встретились в Ду- мат ал-Джандал. Они долго совещались, однако так и не смогли прийти к какому- либо согласованному решению. В марте совещания были со скандалом прерваны, и военные действия возобновились. Но прежде чем выступить против Муавийи, Али пришлось подавлять возмущение сво­их бывших сторонников-хариджитов. Изве­стие о неудачном исходе переговоров вско­лыхнуло эту партию. Хариджиты укрепи­лись в городке ан-Нахраван, избрали сво­им предводителем Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби и решили начать борьбу против халифа, передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом. Раздо­садованный Али двинулся на непокорных. Обладая большим численных перевесом (хариджитов насчитывалось не более 3 тыс.), он одержал в июле 658 г. победу и предал мятежников поголовному истребле­нию. Однако это была воистину «пиррова победа», так как после побоища в ан-Нахраване наиболее рьяные защитники прав Али на халифат стали его самыми закля­тыми врагами, более непримиримыми и жестокими, чем сам Муавийа. К тому же после победы пыл остальных сторонников Али угас, и многие из них разошлись по домам. Мусульманские историки пишут, что причиной этого было общее разочаро­вание знати в своем халифе, ибо тот упор­но старался править в духе первоначаль­ного ислама. Когда однажды Али спросил своего советника ал-Аштара, почему пре­жние соратники охладели к нему и уходят к Муавийе, тот будто бы ответил: «Ты уп­равляешь людьми и обращаешься с ними согласно праву, и уравниваешь низкого с благородным, и нет у тебя преимущества в положении благородного над низким... А Муавийа поступает с состоятельными и благородными людьми иначе: привлекает души людей, склонных к бренному миру, а ведь мало кто не тяготеет к нему...» И в са­мом деле, Али был дарови­тый поэт и оратор, воин не­пререкаемой храбрости, но он не обладал ни талантом правителя, ни умением при­влекать к себе сердца сто­ронников.

Война тем временем про­должалась. В июне 658 г. один из деятельных спод­вижников Муавийи, Амр ибн ал-Ас, вторгся в Египет и без труда овладел этой важной провинцией. Сразу после этого начался отпад персид­ских областей. Али так и не удалось собрать войско для похода в Сирию, и в 659 г. Муавийа перешел в наступ­ление. Его отряды стали со­вершать набеги на Ирак, ко­торые Али отражал с боль­шим трудом. Муавийа почув­ствовал, что враг слабеет, и объявил себя в Иерусалиме халифом. В ноябре 660 г. он отправил в Аравию отряд под командованием Буера ибн Арта. Тот без боя овладел Мединой и Меккой, вторгся в Йемен и заставил его жителей присягнуть Муавийи. Хотя через некоторое время Али удалось вернуть Мек­ку, этот эпизод еще больше уронил его ав­торитет.

Между тем хариджиты, избегшие смер­ти у ан-Нахравана, поклялись убить обоих виновников раскола мусульманской общи­ны— и Али, и Муавийю. 22 января 661 г. трое заговорщиков во главе и Ибн Мулджамом спрятались в мечети Куфы. Когда утром Али провозгласил призыв к молит­ве и вошел внутрь здания, хариджиты бро­сились на него и нанесли несколько тяже­лых ран. Вечером 23 января халиф скон­чался.

Константин Рыжов

Из книги «Мусульманский Восток VII-XV вв»

 

 

Читайте также: