Показать все теги
За последние несколько лет на территории степного Прииртышья с целью выявления и изучения культовых памятников «Аулие» были проведены этно-археологические исследования. В результате данных работ было изучено около 10 культовых объектов на территории Павлодарской области и г. Семей Восточно-Казахстанской области. Сделана фотофиксация данных обектов, собраны письменные и устные источники, а также типология культовых памятников.
По итогам исследований было выявлено, что «Аулие» это культ святых, занимаемое особое место в религиозных верованиях тюркоязычных народов. Культ святых имел в своей основе почитание предков-посредников, духов-покровителей местности и был связан с пониманием благополучия как отдельных семей, так и рода. Поклонения святым, паломничество к местам, связанным с их именами, стало нормой религиозного поведения мусульманина и до сих пор широко распространенная традиция.
Данная традиция распространена не только в Казахстане, но и в других странах, где исходят импульсы распространения исламской религии. Но называется данный культ по-разному. Например, в Казахстане святые гробницы обычно называются зират, в Средней Азии и в Восточном Туркестане для обозначения исламских святилищ наиболее распространен термин мазар, а в диалектах сибирских татар устойчиво присутствует слово астана [1, с. 384].
Несмотря на довольно своеобразное наименование исламских святилищ, следует подчеркнуть, что по своим функциям эти памятники были аналогичны культовым сооружениям, получившим распространение практически везде в рамках традиций культа святых в исламе.
Культовые объекты сохранились до настоящего времени повсеместно и продолжают активно функционировать. Святые места, расположенные на территории Степного Прииртышья, посещаются представителями различных этносов. Если сделать типологию культовых памятников, то можно выделить следующие виды:
a) Природные памятники, к ним мы относим священные пещеры, святые камни, святые деревья и озера.
b) Персонифицированные, то есть памятники святых людей, распространителей ислама и т. д.
c) Древние верования угадываются в культе пещер. Например, в Баянаульском районе Павлодарской области и Абайском районе Восточно-Казахстанской области есть пещеры с одноименным названием «Коныр аулие».
Рис. 1. Внешняя часть пещеры Конур аулие. ВКО, Абайский район.
Рис. 2. Внутренняя часть пещеры Конур аулие. ВКО, Абайский район.
Рис. 3. У входа в пещеру Конур аулие. Павлодарскиая область Баянаульский район.
Рис. 4. Внутренняя часть пещеры Конур аулие. Павлодарскиая область Баянаульский район.
Пещера Коныр аулие, расположенная на территории Абайско- го района Восточно-Казахстанской области, находится в горе Актас. Протяженность ее 129 метров, включая озеро 25*20 метров нижнего грота [2, с. 4]. По свидетельству старожилов, в сравнительно недалеком времени внутри у входа стояло пятнадцать каменных изваяний, но на сегодняшний день эти изваяния не сохранились. Вход в пещеру очень узкий, сама пещера представляет большое помещение. Внутренняя часть заполнена камнями. Озеро расположено в глубине пещеры. На сегодняшний день она является местом поклонения. Люди, посещающие пещеру, в обязательном порядке должны окунуться в воду: по поверьям людей, вода здесь священная и излечивает от всех болезней. Сведения о данной пещере встречаются и в дореволюционных источниках, например, в статье В.А. Брюханова «Конур аулие»: «Вход в пещеру расположен с южной стороны Актаса, немного повыше того места, где Чаганка ударяет в подножье гор. Близ входа находится большое старинное калмыцкое кладбище с обычными каменными бабами и другими надгробными памятниками той эпохи. Среди киргиз пещера эта считается святым местом «аулие», так как чудотворно действует на женщин, не рождающих детей» [3, с. 3].
На территории Баянаульского района Павлодарской области есть пещера с аналогичным названием «Коныр аулие». Находится в 17 км к северо-востоку от села Баянаул. Длина пещеры 30 м, ширина у входа 1,8-2,5 м. Сюда приходили люди лечиться, здесь скрывались от джунгар местные жители. О нем было написано Н. Коншиным в его труде «От Павлодара до Каркалинска»: «Пещера находится выше, чем на середине горы и кажется издали какой-то черной дырой. Вход в пещеру значительно выше роста человека, имеет треугольную форму. Пещера носит ясные следы частого посещения ее казахами. К ней ездят молиться больные и просто бедные казахи, а главным образом бездетные женщины. Молиться в таких местах особенно полезно» [4, с. 30-31].
Если сравнить функции этих двух пещер, то можно отметить, что первая пещера функционирует больше как лечебная, так как имеет большое озеро внутри. А вторая пещера больше значение имеет как святое, потому что, по поверяем местных жителей, здесь когда-то жил святой человек.
Древние верования казахов связаны с элементами природы, от которых зависела жизнь человека. К таким природным объектам мы можем отнести святые озера. Святые озера обладали невероятными целебными свойствами, в основном это были соленые озера в состав которых входили различные минералы, грязи. Но помимо соленых озер есть также пресные озера.
Рис. 5. Озеро Аулиеколь. Павлодарская область, Екибастузский район.
Озеро Аулиеколь. находится на северо-западе сельской зоны г. Экибастуз Павлодарской области. Площадь 7,48 км2. Длина 273 м. Озеро имеет овальную форму, берега низкие [5, с. 38]. По сведениям информаторов, озеро имеет лечебные свойства. Святой водой лечат различные кожные заболевания, травмы. Купание в этом озере благоприятно влияет на здоровье человека.
Среди культовых мест «аулие» есть очень интересные памятники природы, так называемые святые камни. Эти святые камни являются пережитками доисламских верований, так как у древних людей было представление о существовании души, духа у каждой вещи. Поэтому они верили в святые силы неодушевленных камней.
Рис. 6. Памятник Святого Туйте. Павлодарская область, Екибастузский район.
Камень святого Туйте расположен на берегу оз. Аулиеколь, вблизи с. Каражар Павлодарской области. Памятник представляет остатки двух больших камней. В настоящее время эти камни лежат на земле, и местные жители сделали ограждение. Впервые святой Туйте упоминается в работе Н. Коншина: «В Аккульской волости могильные курганы, в числе трех, расположенных в линию с востока на запад, находятся в пределах седьмого старшинства на ур. Сары-оба. На верхушках курганов есть небольшие углубления в виде котла. В пределах того же страшинства около оз. Аулиэ-куль (святое озеро) есть небольшой курганчик, под которым погребен, по рассказам киргиз, святой (аулиэ) Туйтэ. Могилу этого святого (т.е. курган) киргизы очень почитают, совершая над ней моления и пр.» [6, с. 11]. Мимо святого камня местные жители никогда не проезжают, совершают над ним моления, просят об исполнении желании.
Культ предков занимал заметное место в верованиях казахов. В трудные минуты жизни казахи призывают имя своих предков. Над могилой возводились постройки из сырцового кирпича, мавзолеи или курганы - в зависимости от социального положения усопшего. Такие святые памятники мы относим к персонифицированным.
В этой связи мы обратимся к рассмотрению некоторых типов погребальных сооружений у казахов. Они представляют значительный интерес как культовые объекты, непосредственно связанные с культом умерших и предков. В результате этнографических иссле- дованиий Степного Прииртышья в некоторых регионах была выявлена субэтническая группа - кожа.
Субэтническая группа кожа является одним из авторитетных социальных страт традиционного казахского общества. Их происхождение не относится к генеалогическому древу казахского народа. Свое происхождение они связывают с именами четырех последователей пророка Мухаммеда (с. а. у.) Абу-Бакиром, Омаром, Османом, Азрет Алием. Формирование субэтнической группы кожа в Казахстане берет истоки с средневекового периода, в тот момент их деятельность была связана с миссионерством, религиозной деятельностью, просветительством в казахском обществе. Кожа, выделяясь как аристократическая социальная группа, не сватались с представителями казахского народа, тем не менее на протяжении веков они слились генеологическими связями с казахским народом. Однако по сравнению с общей характеристикой казахского народа среди суб-этнической группы кожа часто встречаются родственные браки. Кожа выполняли функции сбора зекет, исполнение правил ислама, распространения мусульманской религии среди казахов. Субэтниче- ская группа кожа расселена по всей территории Казахстана. В крупных аулах Казахстана проживает хотя бы одна семья представителей этой группы. В настоящее время в северных регионах Казахстана кожа слились с представителями казахских родов и потеряли свою значимость как субэтническая группа.
Одним из таких интересных памятников является мазар Исабек ишана. Он был представителем субэтнической группы кожа. Мазар Исабек ишана расположен в местечке Аяк, духовный деятель Ак-коль-Жайильмы (сельская зона г. Екибастуз, степная часть Актогайского района Павлодарской области). Он был одним из первых распространителей ислама в степных краях Прииртышья. Почитаемый как святой Жемис ата был продолжителем дела Исабек ишана. На современном этапе данные памятники являются культовыми, по статусу они рассматриваются как святые и по сей день почитаются местными жителями.
Рис. 7. Мазар Машбур Жусуп Копеева. Павлодарская область, Баянаульский район.
Хотелось бы отметить, что на территории Павлодарской области есть памятник, построенный в честь поэта, публициста, этнографа и фольклориста М.Ж. Копеева. Историческое наследие М.Ж. Копеева, имевшего обширные познания в области казахской этнографии, исторического фольклора и генеалогических преданий, является ценным источником по различным аспектам этнической истории Казахстана.
Мазар, где захоронен М.Ж. Копеев, представляет собой небольшую постройку на холмике, а в углублении - небольшая усыпальница. Он умер и был похоронен, по его завещанию, в открытой гробнице. 21 год тело его лежало открытым и не портилось [7, с. 4]. Окрестные и дальние жители считали его святым и приходили молиться. Данный мазар стал местом поклонения и паломничества.
В заключение хотелось бы отметить, что цивилизация как социокультурная система предполагает единство и материальных, и духовных составляющих. Как один из маркеров кочевой цивилизации культовые памятники «аулие» имеют непосредственную роль в изучении Степного Прииртышья и позволяют нам использовать заложенную в них информацию для исследования исторического прошлого нашего региона.
Е.К. Абеуова
Из сборника «Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история: вып. 9: материалы IX международной науч.-прак. конф.»
Источники и литература
- Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Понятие «Астана» в евразийском культурном пространстве // Казахи Росии: история и современность: материалы между- нар. науч.-практ. конф. Омск, 2010. Т. 2. 384 с.
- Карибаев Б.Х. Сакральные истины топонимики Чингистау. Семей: 2004. С. 6.
- Брюханов В.Н. Конур аулие // Записки Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Вып. VI. Семипалатинск, 1912. 5 с.
- Коншин Н. От Павлодара до Каркалинска // Труды по казахской этнографии. 2-е изд. Т. 7. Астана : Алтын ютап, 2007. 310 с.
- Галаева И.Ф., Гуляко З. Н. География Павлодарской области : учеб. пособие. Павлодар: Роскартография, 1996. 165 с.
- Коншин Н. Памятники старины в Семипалатинской области // Записки Русского географического общества, 1903. 11 с.
- Приймак Д. Урочище Ескелды // Звезда Прииртышья. 2001. № 3. С. 4.