ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Современная свадьба у бурят
Современная свадьба у бурят
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-06-2015 18:36 |
  • Просмотров: 8340

бурятская свадьбаЗахаменские буряты, насчитывающие по состоянию на 1992 г. около 20 тыс. человек, ныне проживают на территории Закаменского оайсна, в юго-западной части Бурятии. Потомки хонгодоров, хуркутов, тэртэ, хойхо, шошолоков, сохэров, болдой, уляба и бульбэ, они составляют главное ядро местных буряно Их предки,в основное выхода из Тунки, появились здесь в ХУП-ХУШ вв. Так, предки первой группы хонгодоров прибыли в оакамну из-за реки Иркут, протекающей по Тункинской долине, а вторая группа - из местности Тора. Предки хуркутов, тэртэ, шошолоков, сохэров и бслдой также были из Тункинской долины,· а родоначальники хойхо - из Тунки и Лдиды. Поэтому современная свадьба бурят Закамны сохранила традицию свадебного церемониала этих родопле­менных групп. Исследователи семейно-брачных отношений бурят описали свыше 60 фрагментов свадебной обрядности.

Современный свадебный обряд закаменских бурят, как и ста­рый, состоит из трех основных циклов: предсвадебного, собствен­но свадьбы и послесвадебного. Многие сложные церемонии и ритуа­лы свадьбы модернизировались, значительно сократились и упро­стились их элементы. При этом основное место занимает собствен­но свадьба.

Главным этапом предсвадебного цикла является сватовство (хадаг табилга, хадаг абааналга). Основой бракосочетания явля­ются взаимная любовь, желание и согласие молодых. Сватовство - это торжественный акт, знакомство родственников жениха и неве­сты, если молодые из разных местностей. На церемонию сватовст­ва к родителям невесты во главе с уважаемым человеком (алтан худа) едут сваты, при этом число едущих сватов должно быть обя­зательно четным. Старшим сватом по традиции бывает брат матери (нагаса) или брат отца (абга) жениха. Родители невесты заранее знают о дне приезда сватов. Приехавшие гости рассаживаются, и после непродолжительного застолья с угощением гостей, когда приехавшие сваты выпивают по 3 рюмки вина, начинается словес­ное состязание.Хозяева, принявшие гостей, как бы притворяются, делают вид, что не знают их, спрашивают, кто они такие, отку­да и куда держат путь. Старший сват в ответ произносит такую речь:

Ганса тулеэн гал болохогуй,

Ганса хун хун болохогуй гэьэн

Урданай угын ёьоор

Уpar болохоёо ерээбди.

Пословица мудрая гласит:

Одно полено костер не составит,

Один человек не продолжит свой род.

Так и мы по обычаю наших предков Приехали с вами породниться. (2, с. 99)

- Волохо гу? - Можно?

- Болохо, болохо. - Можно, можно.

Затем старший сват подносит хадак, т.е. обрядовый тонкий шелковый шарф синего, желтого или белого цвета. Хадак кладут на самое почетное место дома. Иногда обходятся и без хадака. Если старший сват заручается согласием родителей невесты, тс обе стороны намечают день проведения свадьбы. Здесь же обгова­ривают количество гостей, которые должны приехать со стороны невесты. На этом визит сватов завершается и их провожают в об­ратный путь. После этого приглашенные на это сватовство самые ближайшие родственники невесты продолжают семейное торжество.

За 20-30 дней до назначенного дня свадьбы родители жени­ха , как и родители невесты, оповещают своих родных и одно­сельчан о дне ее проведения и приглашают на свадьбу.

В день свадьбы, обычно в пятницу, воскресенье,понедельник среду (которые считаются благоприятными днями недели), родстве· ники и приглашенные со стороны невесты собираются в доме, отку­да должны выехать на свадьбу, и устраивают проводы невеста (ба саганай наедан). Каждый приглашенный может принести с собой прибавку к свадебному угощению турын нэмэри или подносит не­весте деньги.

Свадебный поезд из нескольких легковых автомашин сопровож­дает невесту, на отдельную машину грузится ее приданое. При этом родители невесты не сопровождают ее в дом родителей жени­ха и не присутствуют там на свадебных торжествах. Свадебный поезд выезжает с таким расчетом, чтобы приехать к дому жениха в послеобеденное время. Когда сгздебный поезд находится в 3-5 км (если невеста из другого района) или на расстоянии Г 30-300 м (если невеста из этого же сел ), навстречу свадебному поезду со стороны жениха выезжают на автомашинах 6-10человек, во гла­ве со старшим сватом или почтенными стариками, знавшими своеоб­разную поэзию и все подробности церемонии встречи. Встречащие останавливает свадебный поезд. Тогда старший сват со стороны невесты спрашивает: "Зам харгыемнай юундэ бообобта?"(Почему вы преграждаете нам путь-дорогу?). На это старший сват со стороны жениха отвечает следуюирши словами:

Газарай хилоьоо,

Уьанай утаьаа

Турэ хурим хургэжэ

Ёрээшэдые Угтажа байнабди.

Мы встречаем свадебный поезд

из дальних мест.

Затем он обращается к приехавшим с вопросом: "Та юушэн гээшэбта?" Кто вы такие?).

Те отвечают:

Урезгээ морин болгохо,

Уриеэ хун болгохо гэжэ

Волдог шэнээн мяхатай,

Булаг шэнги архитай

Амбан турэ хургэжэ ерээб^и.

Мы ведем свадебный поезд,

Богатый яством и екном.

Мы идем, чтоб детей наших

Благословить на путь

праведный  людской.

-   Зуб гу? - Правильно? _

-   Зубээ, зуб! - Правильно, правильно!

После такой краткой церемонии встречающие преподносят рюм­ку вина старшему свату и знакомятся, если невеста из дальних мест. Затем приехавшие и встречающие едут вместе к дому роди­телей жениха. Когда свадебный поезд подъезжает к дому жениха, его встречают все собравшиеся. Первой в дом жениха заходит невеста со старшими сватами (алтан худанар), за ними старшие сватовья (алтан худагынар). В доме жениха они здороваются со все­ми. Перед тем как подать первую рюмгу вина, хозяева произносят речь, обращенную к старшему свату:

Карин харгы ургэдхэжэ,

Ургэн харгы наридхажа,

Дааганайнгаа туруугаар

Далан харгы гаргажа,

Унаганайнгаа туруугаар

Уужам харгы гаргажа ерэьэн

Хуушанай ёьоор х;*да,

Мунеенэй ёьоор ураг,

Угтуулхаар ерэьэн алтан худа,

Угтажа абп-.ан ураг эльгэнэй

Ундан харые тогтоон барихатняй хайр болог!

Узкую дорогу расширяя,

Ширекую,наоборот, сужая,

Копытом своего коня

Путь-дорогу проторя,

Копытом своего жеребенка

Широкую дорогу прокладывая,

Приведший к нам –

По-старому обычаю - сват,

По-новому - рецня.

Достойной встречи, золотой сват,

Прощу принять бокал вина

Родни твоей, встретившей тебя.

После трех рюмок вина в доме жениха начинается церемония подношения подарков (бэлзг бариха). Человек, подносящий пода­рок молодоженам, сопровождает его благопежеланиями (уреэл хэлэхэ). После этого начинается церемония заправления постели (орс забалга), которая поручается двум женщинам лет 25-30, представляющим обе стороны. Заправив постель, женщина со сторо­ны невесты произносит такое благопожелание:

Ургэм сагаан эьзгы дзэрэ

Энхэ найхан жаріалтай

Уритэй, бэетэй

Унэр баян жаргах даа.

Пусть будут счастливы,

Здоровы и богаты

Детьми своими,

Живут да здравствуют.

По завершении церемонии хозяева преподносят старшему сва­ту баранью голову (хонинсй тоолэй), которая подается в центре тарелки. При этом старший сва исполняет обрядовую песню, про­славляющую это почетное угощение. А старшей сватье преподносят курдок барана (хониной ууса). Затем старшему свату и старшей сватье подают вина. Прежде чем выпить, старший сват исполняет обрядовую песню:

Уужам дайдаяа харахадамнай

Ургы сэсэг гоё байна,

Ушараад эндэ ьуухадамнай

Баржан хээтэй домбо байна.

Баран ураг’уудаараа уулзажа,

Баяк турэеэ хургэжз,

Найр наадаяа бутээжэ,

Аша уриеэ айл болгобобди.

Когда взглянешь на широкую степь –

Прекрасно цветов цветенье.

Когда, встретившись, сидишь здесь,

Прекрасен узорчатый бокал.

Со всей родней, встретившие,

Сыграли богатую свадьбу.

Организовар праздник веселый,

Создали семью молодую·

Старшая сватья также исполняет подобную песню:

Энхэ турвеэ ургэжэ,

Эрьеын ьууя табюулжа,

Эржэн домбоор хундэлуулжэ,

Эрхэ турэьэн хуухэеэ

Айл болгожо бусахамнай.

Славную свадьбу сопроводив,

Удостоились почетного угощения.

Дитя дорогое проводив,

Создали семью желанную.

В конце свадьбы в доме жениха одаривает всех приехавших гостей со стороны невесты, начиная со стараих сяатов. Подарка­ми обычно бывают мужские рубашки, куски дорогой материи, платки, плиточный чай и т.д.

Свадьба продолжается 50 часов, после чего все приехавшие гости со свадебном поездом начинают собираться в обратную до­рогу (если невеста из этого же села). Если невеста из другого района, то свадебный поезд уезжает на следующий день. Перед тем как покинуть дом жениха, старший сват произносит речь, по­священную очагу дома, и льет в огонь вино:

Залироагу.. зали тай,

Унтаржагу й гуламтатай,

Олон зо..ой дуцца

Тггшэ ьайхан

Айл боложо ьуугты.

Среди людей множества

Живите, как равные из равных.

Не зная горечи и нужд,

В достатке, в любви и согласии.

Проводив свадебный поезд, все возвращаются в дом жениха, и здесь продолжается свадебное пиршество (амбаарай оёор).

м:временная свадьба бурят в Заиамне сохраняет традицион­ную этапность свадебной обоядности и имеет в основним те же циклы, церемонии и ритуалы, которые существуют у других бурят­ских рсдоплеменных групп.

С.Д. Бабуев

Из сборника «История и культура народов Центральной Азии», Улан- Удэ, 1993

Литература

  1. Полевые записи автора, 1992 г.
  2. Уреэл тогтохо болтогой? (Бурятские благопожелания) / Сост. С.Д. Бабуев. - Улан-Удэ, 1990.
  3. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обреды. - Улан-Удэ, 1969.
  4. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина 19 - начало 20 вв.). - Улан-Уд.?, 1991.
  5. Г'алданова Г.Р. Структура традиционной бурят кой свадь бы // Традиционная культура народов Центральной Азии. - Ново­сибирск, I900.
Читайте также: